Археология ON-LINE

14.10.2022 Ника Столповская, газета «За науку», Алтайский государственный университет 1
Фото: газета «За науку», Алтайский государственный университет

«ЗН» пришла в Музей археологии и этнографии Алтая, чтобы рассмотреть экспонаты и обсудить ход раскопок, производимых Научно-образовательным центром алтаистики и тюркологии «Большой Алтай». У дверей меня встречает директор музея Ярослав Владимирович Фролов. 

Он поправляет очки, улыбается, рассказывает:

– Показать все находки «Большого Алтая» физически нет возможности: многие находятся в музеях других городов России и Казахстана. Однако в рамках проекта мы создали отдельный блок, который называется виртуальный музей. Там представлены 3D-модели наиболее знаковых предметов по тюркской тематике. Их можно покрутить-повертеть, в общем, рассмотреть со всех сторон.

Я заглядываю в виртуальный музей, чтобы убедиться, насколько это увлекательно. Он не только удобно поделен на разделы, но и имеет простую навигацию. Оружие, инвентарь и другие результаты раскопок можно действительно крутить, как хочешь. Конечно, по словам Ярослава Владимировича, на изнанке находок обычно ничего примечательного нет. Однако, находясь в музее, мы редко можем видеть ее. К тому же информационные справки у каждого экспоната позволяют больше узнать о каждом предмете, а возможности различного освещения дают шанс разглядеть все детали.

Арх-2.jpg

– Например, вот это каменное изваяние, – подводя меня к древнему идолу из камня в композиции подобных фигур, говорит археолог. – Это воин. На поясе у него сабля, одна рука на ее рукояти, а во второй – сосуд. Согласитесь, что даже не обратили бы внимания на эти детали, если бы я их сейчас вам не назвал?

Пока я увлеченно рассматриваю идола сначала в своем телефоне, а после уже здесь, в реальности, Ярослав Владимирович продолжает:

– А ведь вещи, изображенные на этом каменном изваянии, вполне реальны. Подобные есть и в нашем музее. И сосуды, и мечи, и элементы одежды. В виртуальном музее стараемся больше отразить объемные предметы, те, которые сложно полноценно воспринимать в двухмерных изображениях – фотографиях и рисунках. Планируем расширять базу 3D-моделей.

Мы осматриваем зал. Витрины подсвечены приятным белым сиянием, на полках самые разные находки. Мне не терпится спросить о каждой. Ведь почти невозможно представить, что этими предметами пользовались древние кочевые племена, у которых не было элементарных благ цивилизации! А сегодня увидеть их может любой желающий… И тут меня заставляет замереть витрина с зеркалами. А как вообще в древности делали зеркала?

Арх-3.jpg

– Это бронзовые диски, которые натирали до блеска, чтобы увидеть свое отражение. Использовались для зеркал также серебро и бронза с примесью олова, что придавало ей белый оттенок. Центром по производству зеркал, между прочим, был Китай. И если сейчас у нас есть выражение «китайская подделка», то тогда, наоборот, копировать пытались именно китайские изделия.

Зеркала от времени загрязнены и помутнены, выглядят совсем не похожими на те, которые стоят в каждом доме или офисе. Я пытаюсь разглядеть в зеленоватом диске свое отражение – ничего не выходит.

– Кстати, в Китае создавали особые, волшебные зеркала. Помимо изображенных на них фантастических сценок, вроде всадников на птицах, было у зеркал необыкновенное свойство. Если таким зеркалом поймать солнечный луч и направить его на стену, то на стене проявится изображение с обратной стороны изделия. Никто не знал, как такое возможно, и много лет такая технология оставалась загадкой.

Арх-4.jpg

Еще я узнаю, что волшебные зеркала встречаются нечасто. Гораздо чаще в захоронениях можно отыскать поясные наборы, кинжалы, луки (даже иногда со стрелами), колчаны. Я замечаю, что древки у стрел раскрашены в разные цвета: оказывается, так делали, чтобы не запутаться и подобрать к нужной ситуации стрелу с подходящим наконечником. Например, наконечники томар с тупой массивной головкой во время охоты позволяли не повредить шкуру зверя. 

Тюрки были кочевниками, их жизнь была плотно связана с лошадьми. В захоронениях можно встретить не только конскую упряжь, но и самих животных. В женских погребениях чаще встречались украшения: серьги, бусы, редко браслеты, зеркала, в том числе кусочками. Кусочки зеркал либо имели сакральный смысл, либо таким образом передавались по наследству, разламываясь между всеми дочерями. Экспансия тюрков была такой широкой, так как они достигли успехов в технологиях. 

Я рассматриваю несколько картин-реконструкций тюркских воинов и замечаю, что они правда были хорошо обмундированы. Кстати, реконструкцией доспехов для музея занимается профессор кафедры археологии, этнографии и музеологии В.В. Горбунов. Все они сделаны по находкам: доспехи из металлических пластин, скрепленных кожаными ремешками, лежат неподалеку. 

Арх-5.jpg


Ярослав Владимирович
подмечает, что сейчас особенным интересом пользуются тюркские оградки. Есть три вида находок по данному периоду: поселения, погребения и оградки. Оградки – это прямоугольные культовые объекты, окруженные каменными плитами, внутри которых редко можно найти предметы. Максимум угли или разбитую посуду. Но недавно в ходе раскопок в тюркской оградке урочища Чебурак (Чемальский район Республики Алтай) археологами нашего университета были найдены зеркало и набор конской упряжи – такая неожиданная профессиональная радость! 

Напоследок я подхожу к наскальным изображениям, помещенным в музей на фрагментах скал. И тут же испытываю крайнее недоумение: узнаю, что это – всего лишь копии! А ведь выглядят точь-в-точь камень. 

– Такие копии делают из особого материала: искусственного камня с добавлением других элементов. А вот чтобы получить рисунок, нужно сделать силиконовую форму, – объясняет Ярослав Владимирович, указывая на большой фрагмент скалы с изображением лучников и оленей. – Такие формы накладывают на скалу-оригинал, чтобы отпечатать изображения. После заливают раствором. Копии изначально белые, их реалистичный окрас – заслуга художника. Кстати, несколько таких камней у нас выставлены на улице, никто и не замечает разницы. Можно сказать, мы проводим эксперимент: как долго копии продержатся под открытым небом? Результат радует, свой внешний вид они сохраняют около двух лет, но в случае чего их легко может восстановить художник. 

В планах на ближайшее время у музея запустить интерактивный визуальный курс, который позволит в режиме онлайн обойти весь зал и узнать о каждом экспонате.   

WhatsApp Image 2022-10-06 at 10.32.35.jpeg

1:00 Новости 12+
1:10 «Прорыв: 1950» Телефильм. 2 серия 16+
2:00 Новости 12+
2:10 «Беташар». Документальный фильм 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония