Деловой совет по сотрудничеству с Индией

Азия наращивает потенциал в области боевых субмарин | Bigasia.ru

17.03.2020 Военный обозреватель Александр Артамонов, телеканал "Большая Азия" 1349 просмотров

Мы давно привыкли к тому, что большая часть товаров, продаваемых в мире, производится именно на Азиатском континенте.


Не удивить опытного читателя и информацией о мощных армиях и военно-морских флотах Индии и Китая, с которыми Россия успешно сотрудничает.

Тем не менее, существует такое интересное и не стремящееся к огласке направление военной деятельности, как подводный флот. Именно он является обязательным и непреложным признаком «державности», то есть способности не только постоять за себя, но и нанести противнику урон, делающий бессмысленным само развязывание войны с обладающим боевыми субмаринами противником.

Турция.jpg

Подводная лодка Турции. Фото с сайта: static1.therichestimages.com


Удивительно, но в составе 15-ти сильнейших по численности и вооружению подводных флотов мира значится ряд азиатских стран, а именно в порядке возрастания – Турция (12 единиц), Индия (15), Республика Корея (17), Япония (18), Иран (24), КНР (54) и КНДР (71).

Владимир Мономах.jpg

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-551 «Владимир Мономах». Фото с сайта: https://fishki.net/


Для сравнения, у России – не менее 70 подлодок, большая часть из которых относится к современным, а то и новейшим разработкам, как атомного - 47 АПЛ, так и дизель-электрического классов. Конечно, в области овладения, не говоря уже о самостоятельной разработке и поддержании в состоянии эксплуатационной годности – атомной энергетикой, на Азиатском континенте овладели подобными прикладными знаниями только Китай и Индия (да и то с существенными оговорками). 

Китай.jpg

Подводная лодка КНР. Фото с сайта: static1.therichestimages.com


КНР, безусловно, взял курс на наращивание своего подводного флота при его одновременной модернизации. Причём его «скрытный флот» обладает атомными реакторами (10 атомоходов с баллистическими ракетами, в основном, проекта 094, оснащённых каждый 12 баллистическими ракетами большой дальности JL-2). В деле строительства классических, а не атомных субмарин, Пекин использует достаточно современные силовые установки, в том числе, и воздухонезависимого типа. Здесь успех страны настолько велик, что Китай даже предлагает свои подлодки менее богатым и технически развитым соседям (например, Бангладеш или Мьянме, которые рассматривают возможность приобретения дизель-электрических субмарин проекта Ming 034, а также контракт с Пакистаном на поставку подлодок проекта S20 на основе типа 039А Yuan).

Индия.jpg

Подводная лодка Индии. Фото с сайта:  static1.therichestimages.com


В том, что касается Индии, вряд ли можно говорить о возможностях в области атомных технологий, сопоставимых с Китаем. Но, во многом основываясь на передаче советских, а потом и российских технологий (впрочем, как и Китай), индийцы всё же сумели создать свой собственный подводный атомоход – INS Arihant. Причём ноу-хау в области ракетных технологий (ракеты морского базирования К-4 с дальнобойностью порядка 3500 км) позволяет этой стране владение полноценными единицами ядерного сдерживания – ракетоносцами океанского класса. Помимо «Ариханта», это ещё и «Чакра» (на основе российской К-152 «Нерпа»). Кроме того, у Индии существует и немалый флот дизель-электрических субмарин достаточно современного класса (большая часть не старше 20-25 лет). 

КНДР.jpg

Подводная лодка КНДР. Фото с сайта:  static1.therichestimages.com


А вот существование подводного флота КНДР, входящего в пятёрку самых многочисленных в мире, оказалось неприятным сюрпризом для весьма многочисленных военных аналитиков. Как относительно недавно выяснилось, Пхеньян обладает не-атомными ракетоносцами с ракетами морского базирования, дальность полёта которых может быть и не превышает 500 километров, но тем не менее, представляет существенную угрозу для потенциальных противников этой страны. Дело в том, что радиус действия корейских подлодок равен приблизительно 3 тысячам километров. Что позволяет подойти к самой границе территориальных вод для нанесения ракетного удара даже в том случае, если государство-цель находится по другую сторону океана. В настоящее время КНДР работает над снижением шумности своих подлодок.

Вьетнам.jpg

Подводные лодки Вьетнама. Фото с сайта: www.wrk.ru


Существует также ряд стран, которые «великие мира сего» ещё в начале текущего века мало принимали во внимание с точки зрения мощи подводных флотов «малых азиатских тигров». Речь идёт о тех же Филиппинах, Пакистане, Таиланде, а также Сингапуре, Вьетнаме, да и Малайзии, которые успешно закупили и эксплуатируют субмарины различных проектов. Так, в Индонезии число субмарин достигло 8, а в 2024 г. должно составить 10 единиц. У Сингапура 4 подлодки, а у Малайзии – 2. 

Малайзия.jpg

Подводная лодка Малайзии. Фото с сайта: deepstorm.ru


Вьетнам, например, имеющий определённые разногласия с Поднебесной по эксплуатации полезных ископаемых в шельфовой зоне и территориальной принадлежности некоторых отмелей и островов, уже заявил о своём твёрдом курсе на отстаивание стратегических государственных интересов как на суше, так и на море.

Индонезия.jpg

Подводная лодка Индонезии. Фото с сайта: www.straitstimes.com / AGENCE FRANCE- PRESSE


Интересно направление развития мысли корабелов в Иране. Там, помимо 600-тонной субмарины Fateh, оснащённой, согласно местным источникам, самыми современными видами оружия, существует и программа производства подлодок-малюток водоизмещением около 120 тонн, в чём-то напоминающих российские подлодки «Пиранья». Речь идёт о сверхмалых Ghadir-942 (5 членов экипажа). Несмотря на «несерьёзные» габариты, такие плавсредства способны эффективно заблокировать Персидский залив в случае необходимости.

Иран.jpg

Подводный флот Ирана: static1.therichestimages.com


Из ближайших к России стран, обладающих пусть ограниченными, но интересными возможностями в области подплава, можно смело назвать Турцию, которая в конце 2019 года спустила со стапелей на военно-морской судоверфи Гёльджюк новейшую дизель-электрическую субмарину «Пири Реис» немецкого проекта (разработка ThyssenKruppMarine Systems, на основе проекта «Тип-214»). Этот головной в серии подводный корабль будет окончательно готов в 2022 году. Конечно, 6 подлодок этого класса, которые приобретает Турция, хоть и выпускаются на местной судоверфи, всё же являются немецкой разработкой. Но Турция явно стремится к наработке знаний в этой области, а в дальнейшем, по примеру других азиатских государств, к началу собственного производства.

Турция 1.jpg

Спуск на воду турецкой "Пири Реис". Фото с сайта: www.aravot-ru.am


В общем, Азиатский континент перестал быть носителем устаревших технологий, передаваемых ему «старшими братьями» из Европы. Теперь у местных инженеров ряда государств уже хватает компетенции для самостоятельной если не разработки, то во всяком случае, доработки субмарин-производных от западных и российских образцов. Похоже, что Азия всё ближе подходит к полному овладению собственным морским пространством вокруг континента, а Китай уже несколько лет предпринимает дальние морские трансокеанские походы своих атомных подводных лодок.

КНДР Ким Чен Ын на подводной лодке.jpg

Руководитель КНДР Ким Чен Ын на подводной лодке. Фото с сайта:  static1.therichestimages.com


Читайте также

Обзоры

22.08.2019 1340

Русский Шанхай

Обзоры

Обзоры

Обзоры

Обзоры

Обзоры

Новости

Экосреда

Культура и отдых

Новости партнёров