Открываем Азию для России

Владивосток отметил 10-летие Русского и Золотого мостов

03.07.2022 ТАСС 404 просмотров

Владивосток до и после: 10 лет знаменитым мостам столицы Дальнего Востока.


Десятилетие с момента открытия мостов Русский и Золотой отмечается в этом году во Владивостоке. Первый из них — мост через центральную бухту Владивостока Золотой рог — был открыт в день города, 2 июля 2012 года. Корр. ТАСС пообщался с известными горожанами, историками и чиновниками, которые вспомнили памятный день и поделились своим восприятием города до и после появления мостов.


Мосты были построены во Владивостоке в рамках федеральной программы подготовки города к проведению саммита АТЭС 2012 года и стали главной частью новой транспортной инфраструктуры столицы Дальнего Востока. Золотой — это вантовый мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Он является одной из главных достопримечательностей города. Длина — 1 388 метров, он соединяет центральную часть города с районом мыс Чуркин.


Мост Русский соединяет южную материковую часть Владивостока с островом Русским. Общая длина моста 1 885 метров, а длина центрального руслового пролета — 1 104 метра, что было мировым рекордом на момент строительства.


Мостовая история


Владивосток, создававшийся как военный форпост в середине XIX века, имеет замысловатый и сложный рельеф в отличие от многих российских и даже прибрежных городов. Во-первых, главная его бухта — Золотой рог — глубоко врезается в берег и разделяет город на центральную часть и южную. Между двумя точками мысов Чуркина и Эгершельда расстояние местами менее одного километра по морю, но проехать по суше придется километров 15. Именно это долгое время определяло сложную транспортную ситуацию в городе. Во-вторых, город расположен посреди множества сопок, и дороги всегда приходилось прокладывать с учетом сложного рельефа.


Мечты о больших мостах, которые соединили бы отдаленные друг от друга по суше районы Владивостока, появились задолго до их строительства, рассказала ТАСС местный историк и краевед Нелли Мизь."Первые упоминания о проектах мостов через Золотой рог и пролив Босфор Восточный в тех или иных формах появились еще задолго до революции. И на протяжении почти всей истории города власти то и дело пытались разрабатывать проекты таких сооружений. Было дело, когда в особенно холодные зимы открывали пешеходную дорогу по льду Золотого рога. В какие-то моменты дело почти доходило до обсуждения конструкции будущего моста, но все время чего-то не хватало», — рассказала собеседница агентства.


Официально в черту Владивостока входят и островные территории, в том числе большой остров Русский. Связь с этими территориями, где есть несколько жилых поселков, была лишь с помощью паромов и катеров и сильно зависела от капризов богатой на летние тайфуны приморской погоды.


После того, как в 2007 году было решено провести саммит АТЭС 2012 года во Владивостоке на острове Русском, два моста вместе с кампусом будущего Дальневосточного федерального университета, который выступил площадкой форума, стали основными объектами подготовки города к мероприятию. Для решения масштабной задачи были привлечены федеральные средства. По данным счетной палаты РФ, объем инвестиций в строительство объектов для саммита АТЭС составил 690 млрд руб.


При этом, по словам пресс-секретаря музея истории Дальнего Востока имени Арсеньева Андрея Островского, на протяжении строительства властям приходилось сталкиваться с большим количеством критики от самих же местных жителей. Как считает Островский, они просто не готовы были поверить, что мечта поколений горожан действительно может воплотиться в жизнь.


«Я думаю, что подавляющее большинство горожан были уверены, что проект строительства обоих мостов превратится в большое воровство и никогда не будет реализован. Ходили бесконечные слухи, что там под опорами какие-то плывуны, что опоры не будут стоять, причем у обоих мостов. Потом, когда для стройки в центре Владивостока (моста „Золотой“ — прим. ТАСС) возводились эти красные металлические конструкции, казалось, что мост задавит город, и такое ощущение эти опоры действительно создавали. Но когда конструкции убрали, оказалось, что мост-то — летящий! Что он висит над городом и украшает его», — вспоминает руководитель пресс-службы музея.


Открытие


Второго июля 2012 года стало для жителей Владивостока не только и не столько днем рождения любимого города, сколько исторической вехой, когда впервые они получили возможность пройтись от одного берега Золотого рога до другого пешком на высоте 64,25 метра. Тогда на только что завершенном Золотом мосту, перед тем как открыть его для автомобильного движения, власти разрешили жителям два дня гулять.


«Во время открытия я тоже гулял и сам, и с друзьями, — рассказал ТАСС мэр Владивостока Константин Шестаков. — Было ощущение фантастического праздника в городе. На тот момент ничего настолько значимого не происходило давно, и это было маленькое городское счастье».


За эти два дня мост посетил, вероятно, каждый горожанин, включая автора материала. «Золотой» стал самым большим и нужным подарком на день рождения Владивостока его жителям. Андрей Островский тоже был там, отлично помнит, какая обстановка царила на пролетах.


«Это была эйфория, причем массовая: кто-то был с детьми, кто-то приехал на велосипеде, поминутно люди делали селфи, все были трезвыми и гуляли в атмосфере всенародного праздника», — поделился он воспоминаниями.


Владивосток будущего


Практически сразу после возведения оба больших моста Владивостока стали главными визитными карточками города для всех без исключения туристов, прибывающих как из России, так и из ближайших стран Азии. Как рассказал ТАСС руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский, растиражированные самими же туристами фотографии на фоне мостов помогают сегодня рекламировать город.


«Благодаря им Владивосток стал узнаваемым. Многие туристические маршруты включают показ мостов: автобусные, пешеходные и даже морские. Конечно, такие маршруты оказывают „вау-эффект“ на туристов. Появляются новые точки притяжения, теперь туристы готовы селиться в гостиницы не только в центре города, но и со стороны жилого района, ведь там на Золотой мост можно посмотреть под другим ракурсом», — отметил собеседник агентства.


По его словам, туристы из Азии не выпускают свои гаджеты из рук и часто фотографируются. Крепский добавил, что Золотой мост стал своего рода аналогом Эйфелевой башни в Париже: все приезжающие стремятся запечатлеть себя на фоне сооружения. При этом Владивосток не останавливается на достигнутом, и уже сейчас проектируется новый мостовой переход между мысом Эгершельда и островом Елены (это название одной из частей острова Русского). По словам мэра Константина Шестакова, при достаточном финансировании можно было построить еще несколько подобных мостов.


«Если помечтать и подумать о том, какие еще мосты мне хотелось бы навести во Владивостоке, то это, в первую очередь, полноценный ВКАД (Владивостокская кольцевая автомобильная дорога — прим. ТАСС), мост с Токаревской косы на острова Елены и Русский, с канала на Новик, с острова Русского на Попова. Да что уж там, мост и на остров Рейнеке тоже добавим в этот список. Вообще, мест под мосты у нас полно, и словосочетание „город мостов“ — это про нас», — заявил градоначальник в беседе с ТАСС.

Новости партнёров