Учёные из Якутска разработали методичку по воспитанию детей в кочевых условиях

03.02.2023 ТАСС 1
Фото: agenda-u.org

В Якутске написали рекомендации по воспитанию детей в кочевых условиях. 

Эксперты разработали методические рекомендации для семейного воспитания детей дошкольного возраста в кочевых условиях. Об этом ТАСС сообщила руководитель отдела кочевого образования филиала Федерального института родных языков народов РФ в Якутске Наталья Ситникова.

«Методические рекомендации адресованы руководителям, педагогам и воспитателям детских образовательных организаций, работающим с родителями, которые ведут кочевой образ жизни. Рекомендации разработаны для организационной, методической и практической помощи по реализации деятельности семейной дошкольной кочевой группы с учетом положений федеральных и региональных нормативно-правовых документов», — рассказала Ситникова.

Ученые считают, что традиции, труд, единство общечеловеческого и национального воспитания должны стать основой для воспитания детей в семье у народов Севера. Вместе с тем, по их мнению, не все современные родители и воспитатели детских садов используют в своей работе народные традиции. «В сложившихся условиях важно, чтобы родители и воспитатели детского сада хорошо знали народные традиции, семейные ценности воспитания детей», — считает собеседница агентства.

Каждый народ имеет собственную систему воспитания, отражающую особенности условий жизни и менталитета. Например, традиции семейного воспитания у хантов опираются на труд. «Девочки учились вести домашнее хозяйство, помогали выделывать шкуры, учились шить, украшать одежду из бисера и меха. Мальчики делали рыболовные снасти, нарты, лодки», — отметила эксперт.

В эвенских семьях у каждого члена семьи, в том числе и у детей, была своя зона ответственности. «В семь лет дети могли самостоятельно поймать и привязать домашнего оленя. С шести-семи лет отец брал сына на охоту, где тот наблюдал, помогая старшим, выполнял определенные поручения. В этом же возрасте мальчикам дарили соответствующие их росту модели ружья, лука, копья, которыми они, играя, учились владеть и пользоваться», — отметила Ситникова.

Эвенки воспитывали у детей интерес и уважение к труду родителей. «С переходом эвенков на оседлый и полукочевой образ жизни непосредственная связь ведения традиционного хозяйства и кочевого уклада жизни постепенно ослабевает. Однако на сегодняшний день весной и летом дети наблюдают за трудом оленеводов, рыбаков, принимают активное участие в их работе», — рассказала Ситникова.

Возрождение языков

Возвращение языка в сферу повседневного общения является главной задачей многих традиционных сообществ. «Несмотря на то, что многие из языков преподаются в школе и в детском саду, новое поколение ими практически не владеет. Поколение молодых родителей также не всегда может обеспечить речевую среду общения в семье», — отметила собеседница агентства.

По ее словам, преподавание нацелено в основном на более или менее механическое заучивание лексики и обучение чтению. Эксперты советуют больше внимания уделять разговорному языку. По ее словам, есть несколько «позитивных методик ревитализации языков в мире, которые могут быть применены в семье, в том числе в кочевых условиях». Это, например, методика возрождения исчезающих языков «мастер-ученик», разработанная Институтом развития языков американских индейцев Университета Аризоны и междисциплинарным центром исследований Арктики, отдаленных и холодных территорий Университета Северной Айовы.

Как уточнила Ситникова, для занятий мастеров с учениками не требуется организации каких-либо формальных встреч. Они могут проходить в любой форме и в любых условиях: во время сбора ягод, ловли рыбы, ухода за домашними животными, приготовления пищи, шитья и других повседневных дел. «Самое важное, чтобы мастер и ученик находились рядом и разговаривали друг с другом на своем языке», — отметила эксперт.

Обучение осуществляется с помощью языкового погружения. Мастер и ученик берут на себя обязательство проводить вместе от 10 до 20 часов в неделю, разговаривая главным образом на своем языке. «Мы понимаем, что организовать занятия в течение 10, а тем более 20 часов в неделю, достаточно трудно. Однако в местах кочевий оленеводы-родители, бабушки и дедушки имеют возможность погрузить детей в языковую и культурную среду», — заключила Ситникова.

О кочевом образовании

В Арктической зоне Российской Федерации живут около 82,5 тыс. представителей коренных малочисленных народов. Круглогодично в Арктике кочуют около 20 тыс. тундровиков с семьями. Они имеют особый статус и возможность пользоваться преференциями со стороны государства. Существуют две формы общего образования, которые доступны детям из таких семей, — это школа-интернат и кочевая школа.

В советский период школы-интернаты были универсальной формой обучения для детей коренных малочисленных народов. В числе негативных сторон такой формы обучения специалисты отмечают трудности адаптации ребенка в поселке, отрыв от семьи, резкую смену обстановки и культурной среды. Альтернативой для общин коренных народов было предложено развитие «красных чумов» и в дальнейшем кочевых школ.

С 2005 года в Якутии создано региональное законодательство о кочевых школах. В регионе функционирует уже 10 кочевых подразделений с охватом около 100 детей. Примеру Якутии последовали в Амурской области, Ямало-Ненецком автономном округе и на Таймыре.

В арктических регионах России 4 676 семей ведут традиционный образ жизни в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. По информации института, около 7 тыс. детей воспитываются в кочевых семьях, из них более 2 тыс. — дошкольного возраста.

Во многих регионах распространена форма погружения в языковую среду во время летних каникул. Она подкрепляется инициативой родителей и активистов из сферы образования по организации языковых занятий.

14:35 В отрыв. Мальдивы 12+
15:00 Китайская панорама 12+
15:10 «Китайская императрица зла». Документальный фильм (с субтитрами). 16+
16:00 Новости 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония