Сибирские учёные впервые получили сварной шов с прочностью авиационного сплава



По словам специалистов, этого удалось достичь впервые.
Ученые Сибирского отделения РАН (СО РАН) впервые получили сварной шов с таким же уровнем прочности, как у основного авиационного сплава, что является обязательным требованием для внедрения метода в практическое авиастроение. Об этом сообщили во вторник в пресс-службе Института ядерной физики им. Г. И. Будкера (ИЯФ) СО РАН.
"Нужно, чтобы прочностной уровень сварного шва был равен прочностному уровню сплава на 100%, и только в этом случае можно говорить о внедрении метода в практику. Мы провели хорошую фундаментальную работу - получили для всех алюминий-литиевых сплавов, в том числе для сплава В-1469, прочностные свойства швов на уровне прочности основного материала", - приводит пресс-служба слова заведующего лабораторией лазерных технологий Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича (ИТПМ) СО РАН Александра Маликова.
В пресс-службе рассказали, что мировое авиастроение стремится к строительству более прочных, но при этом легких летательных аппаратов, для этого создаются сплавы с улучшенными техническими характеристиками, например, алюминий-литиевые, которые можно сваривать, отказавшись от технологии клепки металла в пользу сварных соединений. Однако до недавнего времени большой проблемой было то, что сварной шов проигрывал в прочности самому сплаву. Низкий уровень прочности сварного шва обусловлен изменением структуры материала, которое возникает при быстром нагреве лазерным излучением, и процессами, происходящими во время последующей кристаллизации сплава, перехода из жидкого состояния в твердое.
Специалисты ИТПМ СО РАН, Института химии твердого тела и механохимии СО РАН (ИХТТМ СО РАН) и ИЯФ СО РАН изучили при помощи синхротронного излучения, как меняется структура материала, можно ли ее восстановить и какие режимы лазерной сварки и последующей термообработки позволят достичь и сохранить необходимый уровень прочности шва. Им удалось впервые получить сварной шов с пределом прочности таким же, как у основного материала.
При лазерной сварке металлов, под воздействием высокой температуры, в зоне плавления происходят различные структурные или фазовые превращения, одно вещество трансформируется в другое, характеристики сплава меняются. Раньше для полного понимания закономерностей структурных превращений информации было недостаточно. Сибирские ученые впервые в мире применили синхротронное излучение (СИ) в режиме реального времени на каждом этапе лазерной сварки и начали изучать процессы образования тех или иных структурных состояний, причин их трансформаций и переходов. Исследования были проведены в ЦКП "Сибирский центр синхротронного и терагерцового излучения".
"При добавлении меди и лития происходит упрочнение алюминиевых сплавов - добавленные элементы рассредоточиваются в материале, выстраиваясь между зерен алюминия, и не дают им расплываться, можно сказать, цементируют их. После того, как при помощи лазерного воздействия мы получаем сварной шов, в материале, начинается обратный процесс - кристаллизация, в ходе которой алюминий вытесняет упрочняющие добавки. <…> В ИТПМ подобрали температурные режимы лазерной сварки, при которых все возвращается обратно. При помощи СИ и экспериментов in situ мы увидели и подтвердили, что механизм работает и при определенных параметрах сварки структурное состояние, отвечающее за прочность сплава, можно вернуть", - приводятся слова старшего научного сотрудника ИЯФ СО РАН Константина Купера. Специалистам удалось получить прочный сварной шов, сохранив прочность самого сплава.
"Нужно, чтобы прочностной уровень сварного шва был равен прочностному уровню сплава на 100%, и только в этом случае можно говорить о внедрении метода в практику. Мы провели хорошую фундаментальную работу - получили для всех алюминий-литиевых сплавов, в том числе для сплава В-1469, прочностные свойства швов на уровне прочности основного материала", - приводит пресс-служба слова заведующего лабораторией лазерных технологий Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича (ИТПМ) СО РАН Александра Маликова.
В пресс-службе рассказали, что мировое авиастроение стремится к строительству более прочных, но при этом легких летательных аппаратов, для этого создаются сплавы с улучшенными техническими характеристиками, например, алюминий-литиевые, которые можно сваривать, отказавшись от технологии клепки металла в пользу сварных соединений. Однако до недавнего времени большой проблемой было то, что сварной шов проигрывал в прочности самому сплаву. Низкий уровень прочности сварного шва обусловлен изменением структуры материала, которое возникает при быстром нагреве лазерным излучением, и процессами, происходящими во время последующей кристаллизации сплава, перехода из жидкого состояния в твердое.
Специалисты ИТПМ СО РАН, Института химии твердого тела и механохимии СО РАН (ИХТТМ СО РАН) и ИЯФ СО РАН изучили при помощи синхротронного излучения, как меняется структура материала, можно ли ее восстановить и какие режимы лазерной сварки и последующей термообработки позволят достичь и сохранить необходимый уровень прочности шва. Им удалось впервые получить сварной шов с пределом прочности таким же, как у основного материала.
При лазерной сварке металлов, под воздействием высокой температуры, в зоне плавления происходят различные структурные или фазовые превращения, одно вещество трансформируется в другое, характеристики сплава меняются. Раньше для полного понимания закономерностей структурных превращений информации было недостаточно. Сибирские ученые впервые в мире применили синхротронное излучение (СИ) в режиме реального времени на каждом этапе лазерной сварки и начали изучать процессы образования тех или иных структурных состояний, причин их трансформаций и переходов. Исследования были проведены в ЦКП "Сибирский центр синхротронного и терагерцового излучения".
"При добавлении меди и лития происходит упрочнение алюминиевых сплавов - добавленные элементы рассредоточиваются в материале, выстраиваясь между зерен алюминия, и не дают им расплываться, можно сказать, цементируют их. После того, как при помощи лазерного воздействия мы получаем сварной шов, в материале, начинается обратный процесс - кристаллизация, в ходе которой алюминий вытесняет упрочняющие добавки. <…> В ИТПМ подобрали температурные режимы лазерной сварки, при которых все возвращается обратно. При помощи СИ и экспериментов in situ мы увидели и подтвердили, что механизм работает и при определенных параметрах сварки структурное состояние, отвечающее за прочность сплава, можно вернуть", - приводятся слова старшего научного сотрудника ИЯФ СО РАН Константина Купера. Специалистам удалось получить прочный сварной шов, сохранив прочность самого сплава.
Новости партнёров

