Одна из самых больших картин мира вернулась в экспозицию калькуттского музея

30.11.2020 ТАСС 1
Директор Мемориального музея Виктории Джаянта Сенгупта. Фото: Евгений Пахомов/ТАСС​
Самое большое полотно Василия Верещагина представлено после реставрации в индийской Калькутте.

Одна из самых больших картин мира «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году» кисти русского художника Василия Верещагина представлено широкой публике в Мемориальном музее Виктории в Калькутте после многолетнего перерыва и реставрации. Как рассказал корр. ТАСС в субботу глава музея Джаянта Сенгупта, провести официальную презентацию самой известной в Индии работы Верещагина помешала коронавирусная инфекция.

В январе этого года, когда были завершены реставрационные работы в зале европейской живописи, картина после более чем 20-летнего перерыва вернулась в экспозицию музея. Но, как объяснил Джаянта Сенгупта, тогда состоялось представление отремонтированного зала, а не картины, — символическую кнопку его открытия дистанционно нажал премьер-министр Индии Нарендра Моди. Планировалось провести и официальную церемонию инаугурации полотна Верещагина — спустя некоторое время, поскольку, как говорят музейщики, картина должна была «отвисеться после реставрации». Предварительно хотели организовать церемонию в марте. Но тут наступила пандемия.

«У нас был план, чтобы инаугурацию картины провел профессор Хари Васудеван — это был знаменитый русист, эксперт по русской культуре. Мы хотели, чтобы именно он рассказал о полотне публике. Но в марте музей закрылся из-за карантина. А в мае профессор Васудеван скончался от коронавирусной инфекции. Для нас это была настоящая трагедия», — рассказал директор музея.

Коронавирус против принца Уэльского

В разных источниках это полотно Верещагина называют и второй по величине картиной мира, и третьей, и даже самой большой. Директор музея ответил осторожно: «Мы предпочитаем говорить — одна из самых больших картин мира, написанных маслом на холсте».

Василий Верещагин дважды совершал поездки по Индии, итогом которых стала знаменитая серия картин. Художник стал свидетелем въезда наследника британского престола в Джайпур, и это подвигло его написать такую картину, которая была готова к 1879 году. В 1898-м она была продана после турне художника с экспозицией работ по США и сменила нескольких владельцев. Сначала ее купил владелец универмагов Эдвард Мэлли из Нью-Хейвена, потом — вице-король Индии лорд Керзон, а затем полотно оказалось у махараджи Джайпура, который и передал его в музей в Калькутте.

За 150 лет картина покрылась слоем грязи и пыли, поблекли цвета, по холсту пошли бурые и желтые пятна. Уже в 1960-е специалисты говорили, что картине нужна срочная реставрация. Когда состояние холста стало вызывать серьезную озабоченность, в 1990-е, картину более чем на 20 лет убрали в деревянный ящик. И лишь сейчас была проведена реставрация.

«Работа усложнялась очень большой площадью полотна: почти 17 футов высота и около 24 футов ширина. (Размеры по каталогу: 497,84 см на 695,96 см, не считая рамы — прим. ТАСС). Нам даже пришлось сооружать специальный подъемник для работы специалистов на разных уровнях. Эта реставрация — уникальная операция,» — объяснил Джаянта Сенгупта.

Музей открылся для посещения в середине ноября, но работает с учетом строгих ограничений — посетителей пускают группами не более 25 человек, всего в музее могут находиться не более 250 человек, посещение ограничено по времени. Необходимо иметь маски и соблюдать социальную дистанцию. В этих условиях официальную церемонию представления картины решили все же не проводить.

«Но вы расскажите своим читателям, что знаменитое полотно Верещагина отреставрировано, благополучно „отвиселось“ после реставрации и ждет гостей в нашем музее», — отметил директор индийского музея.

«Надеюсь, что картину увидят и в России»

Несмотря на все ограничения, вокруг картины много людей. В основном это молодежь — студенты калькуттских вузов. Они, охотно делают селфи на фоне изображенного на холсте кортежа слонов, который везет принца и свиту по джайпурской площади Чхоти Чаупар. Посетители живо обсуждают персонажей — самого британского принца, будущего короля Эдуарда VII, и махараджу Джайпура Раму Сингха II, которые сидят на головном слоне. Принц был гостем махараджи и путь слоновьего кортежа ведет в прекрасный Дворец Ветров, резиденцию махараджей.

«Реставрация такой картины — это невероятный опыт. Для меня Верещагин — один из самых великих художников, каких я когда-либо видел. Еще в молодости, когда я изучал живопись, после Рембрандта самое большое впечатление на меня произвел именно Верещагин. Поэтому мы с особой тщательностью подошли к этой реставрации, которая заняла почти год», — объяснил корр. ТАСС руководитель группы реставраторов музея Дибакар Кармакар.

Все эти годы судьба картины интересовала российскую сторону. Как сказал генеральный консул России в Калькутте Алексей Идамкин, помощь в реставрации предлагали и Научно-реставрационный центр им. Грабаря, и Третьяковская галерея, которая хотела показать эту работу на выставке Василия Верещагина в 2018 году.

«Но индийская сторона предпочла самостоятельно реставрировать эту картину. Однако контакты между российскими и индийскими музеями продолжаются. Я надеюсь, что когда-нибудь это знаменитое полотно увидят и в России», — сказал Алексей Идамкин.

11:00 Новости 12+
11:07 Приключения сёрфера. Филиппины (с субтитрами). 12+
12:00 Новости 12+
12:10 Озёра на вершине мира. Китай 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония