Opening Asia for Russia

Uzbekistan




Uzbekistan

CAPITAL Tashkent
GOVERNMENT Presidential republic
INTERNAL DIVISION The Republic of Uzbekistan consists of the Republic of Karakalpakstan, regions (uzb. viloyat), rural-type districts (uzb. tuman), urban-type districts, cities of regional subordination, cities of regional subordination, villages (villages and auls). The capital of Uzbekistan - the city of Tashkent has the status of a city of central subordination.
SQUARE 447400 km²
CLIMATE sharp continental
OFFICIAL LANGUAGE Uzbek language
CURRENCY Sumy
POPULATION 32.5 million
NATION The main part of the population - 82% - are Uzbeks. Tajiks, Kazakhs, Karakalpaks, Kyrgyz, Turkmens, Crimean Tatars and Germans also live in the country.
RELIGION Secular state

State flag

The flag of Uzbekistan was approved on November 18, 1991, two months after the country's independence.
The sky-blue color on the flag is a symbol of the blue sky and clean water. The azure color is revered in the East, it was once chosen for his flag by the great Amir Timur.
White is a symbol of peace and purity. The young independent state must overcome high passes on its way. The white color on the flag also means a good wish that the path be clear and bright.
The green color is the personification of the fertile nature of the country. At present, the movement for environmental protection is expanding all over the world, the symbol of which is also green.
Red stripes are the life forces pulsing in every living being, a symbol of life.
The crescent corresponds to the centuries-old tradition of the people of Uzbekistan. The crescent and stars are a symbol of the cloudless sky of the world.
There are 12 stars on the flag of Uzbekistan. The number 12 means 12 regions that are part of the Republic. 

National emblem

The coat of arms of Uzbekistan was approved on July 2, 1992.
In the center of the coat of arms is depicted Humo (the bird of happiness in Uzbekistan) with outstretched wings - in Uzbek mythology, a symbol of happiness and love of freedom. The Uzbek poet Alisher Navoi characterized the Humo bird as the kindest of all living creatures.
At the top of the emblem there is an octahedron, symbolizing the establishment of the republic, inside - a crescent with a star.
The image of the sun symbolizes the light that illuminates the path of the Uzbek state, as well as underlines the unique natural and climatic conditions of the republic.
The two rivers depicted under the bird are the Amu Darya and Syr Darya, which flow on the territory of Uzbekistan.
Ears are a symbol of bread, stems with open cotton bolls characterize the main wealth of Uzbekistan. Together, the ears and bolls of cotton intertwined with the ribbon of the State Flag symbolize the consolidation of the peoples living in the republic.

Applying for a visa to Uzbekistan

visa is not required to visit Uzbekistan. The period of visa-free stay in the country is 60 days.

How to get to Uzbekistan from Russia on your own

The fastest way to get to Uzbekistan is by plane. To do this, there are many flights that depart to the capital of this country every day. From  Vnukovo on the route "Moscow - Tashkent" fly airliners & nbsp; "UTair", from Domodedovo - planes of "Uzbek Airlines", and from Sheremetyevo - flights of "Aeroflot" and "Air France".

Uzbekistan - The Pearl of Central Asia

Once upon a time, trade caravans of the Silk Road passed through the territory of this state, located in the very heart of Central Asia. "Noted" on these lands and the army of the great conquerors of the past - for example, Alexander the Great and Timur (Tamerlane). It is believed that it was Timur who turned Samarkand into the largest cultural center of the region, where many pundits of that time lived, worked and worked.

Modern Uzbekistan borders on Kyrgyzstan, Kazakhstan, Turkmenistan, Afghanistan and Tajikistan.
< br> The landscape structure of the country is diverse: here the steppes gradually turn into deserts, and blossoming valleys full of life are hiding behind the mountain ranges. The peak of Khazret-Sultan (4643 meters), which is part of the Gissar Range, is the highest point in Uzbekistan. The main waterways of the country and all of Central Asia as a whole are the Amudarya and Syrdarya rivers. Also, Uzbekistan, like Kazakhstan bordering it, has access to the Aral Sea.

Uzbekistan is considered a country of increased seismic activity, since earthquakes quite often occur on its territory, and the amplitude of oscillations sometimes reaches even 10 points.
< br> The climate in this country is sharply continental: in some areas  the average temperature in winter is kept at around -4C, while in others the thermometer can drop to -38C; in summer it is quite hot - from +27C to +40 degrees Celsius and even higher.

Fauna and flora of Uzbekistan are diverse. Grow here  several thousand plant species. The most common are saxaul, wild poppies and tulips, pistachio and juniper trees, sea buckthorn and many others. The fauna of the country is no less diverse - in its open spaces there are numerous herds of wild boars, saigas and deer. Here you can often see flocks of jackals and many other representatives of the Central Asian fauna. But goitered gazelles began to come across less frequently. These animals, as well as  Markhor goat has long been in the Red Book, along with mountain sheep and snow leopard.

There are ten nature reserves and nine nature reserves on the territory of Uzbekistan. The largest reserves are Chatkal, Zeravshan, Zaamin and Kyzylkum.

The history of Uzbekistan goes back thousands of years. Archaeological finds found in the place of Obi-Rahmat, as well as in the Teshik-Tash cave, allowed scientists to conclude that people on the territory of modern Uzbekistan lived already in the Paleolithic era. During the late Paleolithic period, Neanderthals lived on the territory of Uzbekistan, whose burials were found in the Teshik-Tash grotto.

By the 6th century BC. Quite developed agricultural oases were formed on the territory of Uzbekistan, which were conquered by the founder of the Achaemenid Empire - King Cyrus. For two hundred years, the entire south of Central Asia was part of it, & nbsp; and three of the Central Asian satrapies - Bactria, Sogdiana, Khorezm - became the first ancient states wholly or partially located on the territory of modern Uzbekistan.

Interesting fact: Most modern cities of Uzbekistan can be safely called real open-air museums, since their age is many hundreds of years old. For example, the mention of the city of Samarkand is found in the oldest written sources of 742 BC. Yes, and Bukhara, Khiva, Karshi, Termez, Tashkent - all these Uzbek cities are more than 2 thousand years old.


In the first quarter of the 8th century, Turkic-speaking tribes appeared on these lands, who and brought Islam here. The process of Islamization of the region, it should be noted, was not painless, as the locals professed other religions (for example, Zoroastrianism). And at first they met Islamic culture not very friendly. Religious uprisings were not uncommon. However, each time they were brutally suppressed.

A great contribution to the Islamization of the region was made by the outstanding Central Asian politician and commander Timur (Tamerlane), who around 1370 founded & nbsp; Timurid Empire with its capital in Samarkand. No wonder the "Great Lame" was called the "Sword of Allah" and "Shadow of the prophet on earth." He spent his whole life building majestic mosques, including the largest & nbsp; in Samarkand Bibi-Khanym. Today, Uzbeks consider Timur their national hero.

It can be said with certainty that the 14th century - the beginning of the 15th century, the reign of Tamerlane and his descendants, became the period of the Golden Age of Uzbekistan. This is a time of active development of crafts, science and culture in general.

Interesting fact: An interesting fact that combines Uzbek and Russian history: the Khan of the Khorezm state (Khanate of Khiva) Muhammad Amin Khan asked the Russian Tsar Peter I to help repel the raids    conquerors - Turkmens and Kazakhs. But by the time a small Russian expeditionary force sent by Peter I arrived to help in 1717, the khan had already been killed and his army completely defeated. Russian soldiers did their duty and also laid down their lives, following the order of the emperor.


Another larger Russian campaign in these parts took place many years later - in 1839 during the reign of the emperor Nicholas I. Its main strategic objectives were: & nbsp; firstly, to prevent the strengthening of British influence in  Russian borders; secondly, to secure trade routes on which Russian trade missions were constantly attacked. But even this campaign did not have much success.

Finally, in 1873, the Russian Emperor Alexander II organized  famous Khiva military campaign. It was headed by the Governor-General of Turkestan Konstantin Petrovich von Kaufman. The result of this military mission is known: three years later, the entire territory of modern Uzbekistan became part of the Russian Empire.

Interesting fact : Before joining the Russian Empire,  In the lands of modern Uzbekistan, there were three independent state formations - the Bukhara Emirate, the Kokand and Khiva Khanates.


In October 1927, according to the national-state demarcation of the Soviet republics of Central Asia, the country Soviets entered the Uzbek SSR, and Samarkand became its capital. However, six years later it was transferred to Tashkent - this city is today the capital of post-Soviet Uzbekistan.

On August 31, 1991, the Supreme Council of Uzbekistan adopted a resolution "On the proclamation of the state independence of the Republic of Uzbekistan."

Uzbekistan is a multinational a state in which approximately 82% & nbsp; of the population are ethnic Uzbeks. But other nationalities also live in the country - Russians, Tajiks, Kazakhs, Karakalpaks, Kyrgyz, Turkmens, Crimean Tatars and even Germans who came here after the end of World War II. Captured Germans were brought by echelons to Uzbekistan to serve their sentences after the war. Subsequently, entire German settlements were formed in the country. In the late 1950s, many of the surviving Germans returned to their homeland. Others preferred to stay in their native Uzbek land.

Today, the largest ethnic minority in Uzbekistan (about 2 million people) are Russians, who, for one reason or another, never left for Russia after the collapse of the USSR.  

In modern Uzbekistan, the majority of the population, almost 93%, professes Islam.

Many famous writers and poets of the past have entered the treasury of Uzbek literature  - Agakhi, Alisher Navoi, Munis Khorezmi and others.

It is also worth noting that the country has several sites included in the UNESCO World Heritage List. In particular, one can cite the Chatkal Nature Reserve located in the Western Tien Shan. In the same list and  the inner city of Khiva - Ichan-Kala. The whole Samarkand is listed in the cultural heritage of mankind. And several dozens of historical sites of Uzbekistan are included in the so-called “preliminary list” by UNESCO.

The modern education system in Uzbekistan includes three levels: basic education (up to grade 9), secondary or secondary specialized education, higher education . In general, this system is quite close to  traditional Soviet. There are more than 9 thousand schools in the country. The main language of instruction is Uzbek. There are also Russian, Kazakh, Turkmen schools here. Education is free - only fees are charged for renting textbooks.

More than 60 higher educational institutions operate in the country, including seven branches of foreign universities, including Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Westminster International University, Singapore Institute for Management Development and Inha University (South Korea).

The healthcare system in Uzbekistan is represented by public and private medical institutions, however, according to the law, all citizens of the country have the right to free medical care. But in fact, free service is becoming less and less. Now residents of the country have to apply more often to paid medical institutions of the country in order to receive certain services.

Starting from 1994, athletes of Uzbekistan take part in all the Olympic Games. During this time they have won 33 Olympic medals, of which 9 are gold, 7 are silver and 17 are bronze. Most luck accompanies Uzbek athletes in such Olympic disciplines as wrestling, boxing and weightlifting.

National Uzbek cuisine is distinguished by a peculiar technology of cooking dishes. It uses a wide range of products. The usual set of products for Uzbeks when cooking is wheat, barley, rice, peas, mung beans, carrots, onions, turnips, flax, sesame, pumpkin, melon, watermelon, etc. Uzbeks also love meat and dairy and meat and vegetable food. Lamb, goat meat, beef and chicken meat are the favorite types of meat on the Uzbek table, although at least one family can hardly do without milk - cow, goat, sheep and camel - and dairy products. Koumiss and chal are very refreshing in the heat. Katyk (a drink reminiscent of kefir), suzma (katyk strained from whey), kaymak and other drinks remain a constant component of the treat & nbsp; Uzbek families.  If the host serves the guest a bowl with this drink, then this indicates that his & nbsp; the soul is open to the guest.

Until recently, the Uzbek national cuisine did not have the terms “appetizer”, “first”, “second”, “side dish”, “sauce”, since many dishes in their consistency are, as it were, in an intermediate position - between liquid and thick. The most common method of heat treatment of meat is roasting. Moreover, it is certainly produced in a large amount of fat with the addition of a large amount of onion. Portions here are usually served large. Necessarily meat and other dense dishes are accompanied by suzma and fresh vegetables, which are served whole, without cutting. Originally national kitchen equipment for cooking - tandyrs, cauldrons and kaskans.

Culinary works are served at the table in porcelain and earthenware, both flat and deep dishes.

Tea drinking in Uzbekistan is not only thirst quenching, but also a whole ritual. Usually tea is brewed in teapots and then poured into bowls. Tea drinking completes any meal, but before the meal itself, it is customary to eat sweets, fruits, vegetables and melons. Pilaf and manti are the most common dishes of national Uzbek cuisine.

Tourists visiting Uzbekistan like to bring national clothes with handmade embroidery from the country as a gift - for example,  dressing gowns - male zarchalan and female kamzul. Someone will like the Uzbek skullcap and wonderful local ceramics. Bukhara hand-forged knives will not leave any man indifferent.

In fact, the whole of Uzbekistan is one large architectural and archaeological monument in the open air. Gur-Emir Mausoleum,  the tomb of Amir Timur and his family is one of the most famous sights. The construction was erected in Samarkand in 1404 - a year before the death of the Great Tamerlane.

Interesting fact: Two legends are associated with the name of the founder of the Timurid dynasty.
In 1740 the Persian Shah Nadir took out of the country the tombstone of Tamerlane, carved from a single piece of jade. Nadir Shah decided to make it a stepping stone to his throne. Apparently, he made such a decision in vain, since the shah did not see any more luck in life. He had to subdue his pride: on his orders, the jade tombstone was returned to its place.
Another legend says that just before the start of the Great Patriotic War, archaeologists opened the tomb of Tamerlane. According to legend, the violation of the peace of the ruler should lead to the start of a big war. And so it happened - with the attack of Germany, the USSR entered the bloodiest war in the history of mankind.


Outdoor enthusiasts love Uzbekistan, because this country is able to satisfy the most demanding tourist. Mountainous areas attract climbers from all over the world: at least the routes to Pobeda Peak (7439 meters), Korzhenevskaya Peak (7105 meters) and Khan-Tengri Peak (6995 meters) are worth at least.

Uzbekistan also has one from the deepest caves in Asia - Boy-Bulok (1415 meters). For speleologists, there is generally expanse here, since the most beautiful underground rivers and lakes are located on the territory of the Western Tien Shan.

As elsewhere in the world, people in Uzbekistan like to celebrate holidays, whether they are secular or religious. The Uzbek New Year falls on January 1st. The Defender of the Fatherland is celebrated on January 14, and International Women's Day, as in Soviet times, on March 8. Day of Memory and Honor - May 9, Independence Day - September 1. Religious holidays in the Islamic world are celebrated everywhere according to the Muslim lunar calendar. Uzbekistan is no exception in this regard.

Asian countries

https://eabr.org
https://eabr.org

Открываем Азию для России

Страны Азии. Узбекистан | Bigasia.ru

Узбекистан




Узбекистан

Столица Ташкент
Государственное устройство Президентская республика
Внутреннее деление Республика Узбекистан состоит из Республики Каракалпакстан, областей (узб.viloyat), районов сельского типа (узб. tuman), районов городского типа, городов областного подчинения, городов районного подчинения, сел (кишлаков и аулов). Столица Узбекистана - город Ташкент имеет статус города центрального подчинения. 
Площадь 447400 км²
Климат Резкий континентальный
Официальный язык Узбекский язык
Валюта Сум
Население 32,5 млн
Национальный состав Основной частью населения – 82% - являются узбеки. Также в стране проживают таджики, казахи, каракалпаки, киргизы, туркмены, крымские татары и немцы.
Религия Светское государство
Часовой пояс UTC +5 / МСК +2
Телефонный код +998

Государственный флаг

Флаг Узбекистана утверждён 18 ноября 1991 года, через два месяца после провозглашения независимости страны.
Небесно-голубой цвет на флаге — символ голубого неба и чистой воды. Лазурный цвет почитаем на Востоке, его избрал когда-то для своего флага и великий Амир Тимур.
Белый цвет - символ мира и чистоты. Молодое независимое государство должно преодолеть на своем пути высокие перевалы. Белый цвет на флаге также означает доброе пожелание, чтобы путь был чист и светел.
Зеленый цвет - олицетворение благодатной природы страны. В настоящее время во всем мире ширится движение по охране окружающей среды, символом которого тоже является зеленый цвет.
Красные полосы - это жизненные силы, пульсирующие в каждом живом существе, символ жизни.
Полумесяц соответствует многовековой традиции народа Узбекистана. Полумесяц и звезды - символ безоблачного неба мира.
На флаге Узбекистана 12 звезд. Число 12 означает 12 областей, входящих в состав Республики. 

Государственный герб

Герб Узбекистана утверждён 2 июля 1992 года.
В центре герба изображена Хумо (птица счастья в Узбекистане) с простертыми крыльями - в узбекской мифологии символ счастья и свободолюбия. Узбекский поэт Алишер Навои характеризовал птицу Хумо как самое доброе из всех живых существ.
В верхней части герба находится восьмигранник, символизирующий утверждение республики, внутри - полумесяц со звездой.
Изображение солнца символизирует свет, озаряющий путь узбекского государства, а также подчеркивает уникальные природно-климатические условия республики.
Две реки, изображенные под птицей - это Амударья и Сырдарья, которые протекают на территории Узбекистана.
Колосья являются символом хлеба, стебли с раскрытыми коробочками хлопка характеризуют главное богатство Узбекистана. Вместе, колосья и коробочки хлопка, перевитые лентой Государственного флага, символизируют консолидацию народов, проживающих в республике.

Москва
  • Москва

Посольство

Адрес: Погорельский пер., д.12.
Телефон: +7 (499) 230-13-01
E-mail:
Web http://www.uzembassy.ru/

Деловой совет по сотрудничеству ТПП

Адрес:
Телефон:
E-mail:
Web

Культурный центр

Торговое представительство

Общество дружбы

Оформление визы в Узбекистан

Для посещения Узбекистана виза не требуется. Срок безвизового нахождения в стране 60 дней.

Как самостоятельно добраться в Узбекистан из России

Быстрее всего добраться до Узбекистана на самолете. Для этого есть множество рейсов, которые отправляются в столицу этой страны каждый день. Из  Внуково по маршруту «Москва - Ташкент» летают авиалайнеры  «Ютэйр», из Домодедово - самолеты «Узбекских авиалиний», а из Шереметьево - рейсы «Аэрофлота» и «Эйр Франс».

Наука и образование

Экономика и бизнес

Узбекистан - Жемчужина Средней Азии

Когда-то через территорию этого государства, расположенного в самом сердце Средней Азии, проходили торговые караваны Шелкового пути. «Отметились» на этих землях и армии великих завоевателей прошлого — например, Александра Македонского и Тимура (Тамерлана). Считается, что именно Тимур превратил Самарканд в крупнейший культурный центр региона, в котором жили, работали и трудились многие ученые мужи того времени.

Современный Узбекистан граничит с Киргизией, Казахстаном, Туркменией, Афганистаном и Таджикистаном.

Ландшафтное устройство страны разнообразно: здесь степи постепенно превращаются в пустыни, а за горными хребтами скрываются полные жизни цветущие долины. Вершина Хазрет-Султан (4643 метра), составляющая часть Гиссарского хребта, является самой высокой точкой Узбекистана. Главные водные артерии страны и всей Средней Азии в целом - это реки Амударья и Сырдарья. Также Узбекистан, как и граничащий с ним Казахстан, имеет выход к Аральскому морю.

Узбекистан считается страной повышенной сейсмоактивности, поскольку на его территории довольно часто случаются землетрясения, причем амплитуда колебаний иногда достигает даже 10 баллов.

Климат в этой стране резко-континентальный: в некоторых районах  средняя температура зимой держится примерно на отметке -4С, а в других столбик термометра может опуститься и до -38С; летом же довольно жарко - от +27С до +40 градусов по Цельсию и даже выше.

Фауна и флора Узбекистана разнообразны. Здесь произрастают  несколько тысяч видов растений. Самые распространенные - саксаул, дикие маки и тюльпаны, фисташковые и можжевеловые деревья, облепиха и многие другие. Животный мир страны не менее разнообразен — на ее просторах встречаются многочисленные стада кабанов, сайгаков и оленей. Здесь можно нередко увидеть стаи шакалов и множество других представителей среднеазиатской фауны. А вот джейраны стали попадаться реже. Эти животные, равно как и  винторогий козел уже давно в Красной книге вместе с горным бараном и снежным барсом.

На территории Узбекистана расположены десять заповедников и девять природных заказников. Самые крупные заповедники - Чаткальский, Зеравшанский, Зааминский и Кызылкумский.

История Узбекистана своими корнями уходит вглубь тысячелетий. Археологические находки, найденные в местечке Оби-Рахмат, а также в пещере Тешик-Таш, позволили учёным сделать вывод, что люди на территории современного Узбекистана проживали уже в эпоху палеолита. В период позднего палеолита на территории Узбекистана обитали неандертальцы, захоронения которых и обнаружены в гроте Тешик-Таш.

К VI веку до н.э. на территории Узбекистана были образованы довольно развитые земледельческие оазисы, которые и завоевал основатель Ахеменидской империи - царь Кир. На протяжении двухсот лет весь юг Средней Азии входил в её состав,  а три из центрально-азиатских сатрапий - Бактрия, Согдиана, Хорезм - стали первыми древнейшими государствами, полностью или частично находившиеся на территории современного Узбекистана.

Интересный факт: Большинство современных городов Узбекистана можно с уверенностью называть настоящими музеями под открытым небом, поскольку их возраст исчисляется многими сотнями лет. Например, упоминание города Самарканд встречается в древнейших письменных источниках 742 года до н.э. Да и Бухаре, Хиве, Карши, Термезу, Ташкенту — всем этим узбекским городам более 2 тыс. лет.


В первой четверти VIII века на этих землях появились тюркоязычные племена, которые и принесли сюда ислам. Процесс исламизации региона, нужно отметить, был не безболезненным, так как местные жители исповедовали другие религии (например, зороастризм). И поначалу встретили исламскую культуру не очень приветливо. Восстания на религиозной почве не были редкостью. Однако всякий раз они жестоко подавлялись.

Большой вклад в исламизацию региона внёс выдающийся среднеазиатский политик и полководец Тимур (Тамерлан), который около 1370 года основал  империю Тимуридов со столицей в Самарканде. Недаром «Великого Хромца» называли «Мечом Аллаха» и «Тенью пророка на земле». Он посыятил всю жизнь возведению величественных мечетей, включая и крупнейшую  в Самарканде Биби-Ханым. Сегодня узбеки считают Тимура своим национальным героем.

Можно с уверенностью сказать, что XIV век — начало XV века, время правления Тамерлана и его потомков, стал периодом Золотого века Узбекистана. Это время активного развития ремёсел, науки и культуры в целом.

Интересный факт: Интересный факт, который объединяет узбекскую и российскую историю: хан Хорезмского государства (Хивинское ханство) Мухаммад Амин-хан обратился с просьбой к российскому царю Петру I помочь отразить набеги    завоевателей - туркмен и казахов. Но к тому времени, когда в 1717 году небольшой русский экспедиционный корпус, посланный Петром I, всё-таки прибыл на помощь, хан был уже убит, а его армия полностью разбита. Русские воины выполнили свой долг и тоже сложили свои головы, выполняя приказ императора.


Очередная более крупная русская кампания в эти края состоялась спустя много лет - в 1839 году во время правления императора Николая I. Её главными стратегическими задачами стало:  во-первых, предотвратить усиление британского влияния у  российских границ; во-вторых, обезопасить торговые пути, на которых русские торговые миссии постоянно подвергались нападению. Но и этот поход особого успеха не имел.

Наконец, в 1873 году российский император Александр II организовал  знаменитый Хивинский военный поход. Его возглавил генерал-губернатор Туркестана Константин Петрович фон Кауфман. Итог этой военной миссии известен: спустя три года вся территория современного Узбекистана вошла в состав Российской империи.

Интересный факт: До вхождения в состав Российской империи на  землях современного Узбекистана существовало три самостоятельных государственных образования - Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханство.


В октябре 1927 года, согласно национально-государственному размежеванию советских республик Средней Азии, в состав Страны Советов вошла Узбекская ССР, а ее столицей стал Самарканде. Однако спустя шесть лет  ее перенесли в Ташкент — этот город и сегодня является столицей уже пост-советского Узбекистана.

31 августа 1991 года Верховный Совет Узбекистана принял постановление «О провозглашении государственной независимости Республики Узбекистан».

Узбекистан – многонациональное государство, в котором примерно 82%  населения является этническими узбеками. Но в стране также проживают и другие национальности – русские, таджики, казахи, каракалпаки, киргизы, туркмены, крымские татары и даже немцы, попавшие сюда после окончания Второй мировой войны. Пленных немцев эшелонами привозили в Узбекистан отбывать наказание после войны. В последствии в стране образовались целые немецкие поселения. В конце 1950-х годов многие оставшиеся в живых немцы вернулись на родину. Другие предпочли остаться на ставших для них уже родной узбекской земле.

Сегодня крупнейшим этническим меньшинством Узбекистана (около 2 миллионов человек) остаются русские, которые, по тем или иным причинам после распада СССР, так и не уехали в Россию. 

В современном Узбекистане большинство населения, почти 93%, исповедует ислам.

В сокровищницу узбекской литературы вошли многие известные писатели и поэты прошлого  - Агахи, Алишер Навои, Мунис Хорезми и другие.

Также стоит отметить, что на территории страны расположено несколько объектов, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В частности, можно привести находящийся в Западном Тянь-Шане Чаткальский заповедник. В этом же списке и  внутренний город Хивы – Ичан-Кала. Числится в культурном достоянии человечества и весь Самарканд. А еще несколько десятков исторических объектов Узбекистана внесены ЮНЕСКО в так называемый «предварительный список».

Современная система образования в Узбекистане включает в себя три уровня: базовое образование (до 9 класса), среднее или среднее специальное образование, высшее образование. В целом, эта система достаточно близка к  традиционной советской. В стране действует свыше 9 тыс. школ. Основной язык обучения — узбекский. Существуют здесь и русские, казахские, туркменские школы. Образование бесплатное — плата взимается лишь за аренду учебников.

В стране функционируют более 60 высших учебных заведений, включая и семь филиалов иностранных университетов — в том числе, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Международного Вестминстерского университета, Сингапурского института развития менеджмента и университета Инха (Южная Корея).

Система здравоохранения в Узбекистане представлена государственными и частными медицинскими учреждениями, однако, согласно законодательству, все граждане страны имеют право на бесплатную медицинскую помощь. Но по факту бесплатного обслуживания становится всё меньше. Теперь жителям страны приходится чаще обращаться в платные медучреждения страны, чтобы получить те или иные услуги.

Начиная с 1994 года, спортсмены Узбекистана принимают участие во всех Олимпийских играх. За это время ими завоеваны 33 олимпийские медали, из которых 9 – золотых, 7 – серебряных и 17 – бронзовых. Больше всего удача сопутствует узбекским спортсменам в таких олимпийских дисциплинах, как борьба, бокс и тяжелая атлетика.

Национальная узбекская кухня отличается своеобразной технологией готовки блюд. В ней применяется широкий ассортимент продуктов. Обычный набор продуктов для узбеков при готовке блюд — пшеница, ячмень, рис, горох, маш, морковь, лук, репа, лен, кунжут, тыква, дыня, арбуз и др. Также узбеки любят мясомолочную и мясорастительную пищу. Баранина, козлятина, говядина и мясо кур — излюбленные виды мяса на узбекском столе, хотя без молока - коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего - и молочных продуктов также едва ли обходится хоть одно семейство. Кумыс и чал хорошо освежают в жару. Катык (напиток, напоминающий кефир), сузьма (отцеженный от сыворотки катык), каймак и другие напитки остаются постоянным компонентом угощения  узбекских семей.  Если хозяин подаёт гостю пиалу с этим напитком, то это говорит о том, что его  душа открыта для гостя.

Ещё недавно в узбекской национальной кухне не было терминов «закуска», «первое», «второе», «гарнир», «соус», поскольку многие кушанья по своей консистенции оказываются как бы в промежуточном положении - между жидкими и густыми. Самый распространенный способ тепловой обработки мяса — обжарка. Причем производится она непременно в большом количестве жира с добавлением большого количества лука. Порции здесь принято подавать большими. Обязательно мясные и прочие плотные блюда сопровождают сузьма и свежие овощи, которые сервируют целиком, не разрезая. Исконно национальное кухонное оборудование для готовки - тандыры, казаны и касканы.

К столу кулинарные произведения подают в фарфоровой и глиняной, причем как плоской, так и глубокой посуде.

Чаепитие в Узбекистане — это не только утоление жажды, но и целый ритуал. Обычно чай заваривают в чайниках, а затем разливают по пиалам. Чаепитие завершает любой прием пищи, а вот перед самой трапезой принято есть сладости, фрукты, овощи и дыни. Плов и манты — самые распространенные блюда национальной узбекской кухни.

Туристы, посещающие Узбекистан, любят привозить из страны в качестве подарка национальную одежду с вышивкой ручной работы – например,  халаты – мужской зарчалан и женский камзул. Кому-то по душе придутся и узбекская тюбетейка, и замечательная местная керамика. Не оставят ни одного мужчину равнодушным и бухарские ножи ручной ковки.

По сути, весь Узбекистан - это один большой архитектурный и археологический памятник под открытым небом. Мавзолей Гур-Эмир,  усыпальница амира Тимура и его семьи, входит в число наиболее известных достопримечательностей. Сооружение было воздвигнуто в Самарканде в 1404 году - за год до смерти Великого Тамерлана.

Интересный факт: С именем основателя династии Тимуридов связаны две легенды.
В 1740 году персидский шах Надир вывез из страны надгробие Тамерлана, вытесанное из цельного куска нефрита. Надир-шах решил сделать его ступенькой своего трона. Видимо, зря он принял такое решение, так как удачи в жизни шах больше не видал. Пришлось ему усмирить свою гордыню: по его приказу нефритовое надгробие было возвращено на место.
Другая легенда гласит, что перед самым началом Великой Отечественной войны археологи вскрыли гробницу Тамерлана. Согласно преданию, нарушение покоя правителя должно привести к началу большой войны. Так и случилось — с нападением Германии СССР вступил в самую кровопролитную войну за всю историю человечества.


Любители активного отдыха любят Узбекистан, поскольку эта страна способна удовлетворить самого взыскательного туриста. Горные районы манят к себе альпинистов со всего мира: чего стоят хотя бы маршруты на Пик Победы (7439 метров), Пик Корженевской (7105 метров) и Пик Хан-Тенгри (6995 метров).

В Узбекистане также находится одна из самых глубоких пещер в Азии - Бой-Булок (1415 метров). Для спелеологов здесь вообще раздолье, так как на территории Западного Тянь-Шаня расположены красивейшие подземные реки и озера.

Как и везде в мире, в Узбекистане любят отмечать праздники будь они светские или религиозные. Новый год у узбеков приходится на 1 января. Защитника Отечества чествуют 14 января, а Международный женский день, как и в советское время – 8 марта. День Памяти и Почестей – 9 мая, День независимости – 1 сентября. Религиозные праздники в исламском мире повсеместно отмечают согласно мусульманскому лунному календарю. Узбекистан в этом плане не исключение.

Страны Азии