https://eabr.org
https://eabr.org/

Открываем Азию для России

12.04.2018 Александр Артамонов 185 просмотров

Восточный Путь боевых искусств: дорога от меча к храму

Господь дал человеку Путь, ведущий его из тьмы в свет. Но есть люди, которые идут из света во тьму. А Вы? Вы сами, когда беретесь за японский меч-катану или принимаете стойку зажав в руке японский кинжал сай или короткую деревянную палку тон-фу; когда Вы совершаете ритуальный поклон святилищу сьомен на татами или подписываете кровью контракт с японским божеством войны, каким путем и куда идете Вы сами?


Сергей Бурков всю сознательную жизнь занимается боевыми искусствами. Он практикует стиль Мастера У Таунг Дина и входит в Группу клуба боевых единоборств. Древние викинги говорили: «Я с колыбели обрек себя войне». Про Сергея можно сказать, что вне своих занятий он не видит для себя другой профессии и другого дела на земле. Начинал Сергей в далекие девяностые, раз и навсегда решив для себя, что его интересует исключительно спорт, а не чуждая духовная составляющая: «Я считаю, - говорит он. – «Что не стоит пускать в себя, в свою душу чуждые духовные практики. Когда мы впервые поехали на Восток, наш учитель был удивлен тем повышенным, гипертрофированным вниманием, которое уделяли чуждым нам восточным религиозным церемониалам мои цеховые коллеги». Многие спортсмены в те годы прошли путь от тотального атеизма – той духовной пустыни, в которой жили советские граждане – к голубому экрану, с которого грозно помавал руками Кашпировский. Прошел этот путь и Сергей, мастер международного класса, умеющий одинаково хорошо пользоваться голыми руками, восточным тренировочным деревянным мечом боккеном и другими видами вооружения.

Восточные единоборства
Восточные единоборства развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. Фото: Александр Артамонов

 
Тем не менее, школа мастера У Таунг Дина лишена той напускной пафосности, которая свойственна новоиспеченным буддистам от боевых искусств. Во многом, благодаря Сергею, главному вдохновителю и тренеру большой группы ребят, работающих под его началом, восточная религиозная традиция была заменена на православный дух. Сергей не навязывает никому своей веры, но она у него столь глубока, что он достаточно просто, без видимого напряжения припоминает то или иное место из Писания. Он говорит о своем стремлении утверждать в людях добро, составную часть христианства. Есть у Буркова на счету и восстановленный храм в одной деревне: всеми силами собрались молодые спортсмены, объединили кое-какие средства и вот – возродили заброшенную церковь. 

Сергей хочет, чтобы ребята не увлекались ненужными красотами чуждого мировоззрения. Если душа лежит к занятию единоборствами, то лучше упражнять тело, а душу оставить православию.

Восточные единоборства
Восточные единоборства практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений. Фото: Александр Артамонов


Сравнивая духовный и спортивный опыт со своим собственным жизненным путем, могу сказать, что и у меня, на грани получения первого дана по катори-синто-рю, древнему самурайскому искусству владения мечом, стал неумолимой преградой вопрос о сектантстве, присущий той группе людей и тренеру, приобщивших меня к этому виду боевых искусств. 

Восточные единоборства
Боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Фото: Александр Артамонов


Конечно, каждый решает такой вопрос для себя, но нельзя не отметить определенную чужеродность нашему духу многих положений восточных мудрецов, легших в основу самурайского кодекса: «Ленивый умирает»; «Практикуй полное бесстрастие – фу-до-син»; «Беспрекословно и бездумно подчиняйся тренеру»… В восточном мировоззрении отсутствует философское понятие доброты, богонаполненности мира, которые присущи христианству. Если христианский воин и берет меч, то делает это отнюдь не для утверждения самого себя, а для защиты чьей-то жизни. Христианин не может из пустого подчинения сеньору убить ближнего своего. Христианин не может также совершить ритуальное самоубийство. Христианин не поклоняется ни тренеру, ни основателю школы, ни мечу в религиозном смысле этого слова. 

Восточные единоборства
Некоторые из боевых искусств сложились из смеси других видов единоборств - например, тхэквондо, карате и айкидо. Фото: Александр Артамонов

 Если Вас захватывает сам ритуал восточных единоборств, если Вы ощущаете некую обстановку, которая превращает занятия в служение чему-то, то в самую пору задуматься о том Пути, по которому Вы идете.

 Когда я начинал свои занятия, они проходили на станции метро Бауманская, в старообрядческом Богородичном храме, превращенном в спортзал. В бывшем алтаре висели высказывания учителей школы, а на амвоне, в позе созерцания восседал в черном кимоно сенсей, над которым неким укором и упоминанием, на грубой штукатурке стены и на церковных оконных витражах смотрел на нас Крест. Ощущение Взгляда и греха от того, что я размахиваю железом в храме и ритуально поклоняюсь мечу, не оставляло меня на всем протяжении моих многолетних занятий в этом здании. 

Восточные единоборства
Боевые искусства также могут быть связаны с религией и духовностью. Фото: Александр Артамонов


 У Сергея Буркова – ясные глаза человека, который понимает, куда он идет и что делает. Именно такие миряне способны не только учить спорту, но и правильно соединить во единое целое христианскую духовную практику и свирепый дух единоборств в стиле. 

Восточные единоборства
Многие восточные единоборства связаны с духовным совершенствованием человека. Фото: Александр Артамонов


Сами японские самураи великолепно знали об искушении силой. На навершии многих катан – так называемой кассире – нередко можно видеть чеканное изображение мудреца, сидящего в домике. А вокруг убежища, обвив его кольцами, лежит дракон. Это означает: сохрани свой дух от страстей! Не дай сильным чувствам гнева, похоти, уничтожения осквернить твой разум! На рукояти же традиционного самурайского меча, как правило, есть накладки в форме ползущих драконов. Драконы и олицетворяют чувства человека, покушающиеся на созерцательную чистоту разума. В этом освобождении от неистовства всего низменного и заключается определенное единение двух духовных практик – православного исихазма и японского син-то.

Читайте также

Обзоры

Обзоры

31.12.2017 403

Люди Токио

Обзоры

Обзоры

Обзоры

05.03.2018 966

Ночная Доха

Новости

Наука и образование

Культура и отдых

Новости партнёров