https://eabr.org
Анонс новых телепрограмм сезона 2018

Открываем Азию для России

Коренные жители Камчатки - коряки | Bigasia.ru

20.07.2018 Валерий Ветров 414 просмотров

Долгие столетия северо-восточные малые народы России жили в основном за счет зверобойного промысла, оленеводства и рыбной ловли. Традиционно они верили в духов, общаться с которыми им помогали шаманы, ставшие посредниками между людьми и божествами. Коряки в этом плане не исключение.


В переводе на русский язык слово «коряки» означает людей, «находящихся при оленях». Север Камчатки — основное место проживания российских коряков, которых сегодня в нашей стране насчитывается менее 10 тыс. человек. У этой народности существуют две большие группы — береговые и оленные. Обе относятся к арктической монголоидной расе, их язык имеет несколько диалектов, ближе всего он к чукотскому — чукчи и коряки великолепно понимают друг друга.

Оленеводством в основном занимались коряки-чавчувены. Прежде они вели преимущественно полукочевой образ жизни, переселяясь от одного пастбища к другому — как правило, в летний период. Зимой олени паслись близ стойбища, где проживало обычно не более 70 человек. Главным в этом сообществе являлся тот из мужчин, у кого стадо оленей было самым большим.

Коряки
Традиционное жилище коряков. Фото: Reuters

С оленями был связан и быт коряков-чавчувенов. Оленьим мясом питались, из жил изготавливались нитки, которыми сшивалась одежда, также эти животные были основным средством передвижения.

Оседлые коряки — береговые, жили рыболовством и морским зверобойным промыслом. Еще недавно они охотились даже на китов, которых ловили сетями из прочных кожаных ремней. Некоторые очень пожилые люди этой народности якобы помнят, как еще недавно происходил сам процесс охоты на китов.

Концы крепких сетей закреплялись на прибрежных скалах, а сама сеть ставилась неподалеку от берега. Далее — дело техники: на своих байдарах охотники выходили в море и загоняли кита в ловушку. Чтобы пойманное животное не утащило сеть в море, в нее помещали здоровенные каменные глыбы, осилить которые не мог даже кит. Когда силы наконец-то покидали животное, оно переставало активно сопротивляться - его добивали гарпунами и копьями. Затем тушу вытаскивали на берег и разделывали, мясо делилось между всеми жителями стойбища.

Коряки
Национальный корякский женский наряд. Фото: Reuters



Отходы китового промысла использовались примерно так же, как и оленеводческого: из китовых шкур изготавливались подошвы для обуви, ремни, ими обустраивали жилища и т. д. Китовые мясо и жир заготавливались впрок. Жир еще использовался для освещения. Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы вели натуральное хозяйство — активно обменивались друг с другом тем, что оставалось от их промыслов.

Интересный факт: оседлые коряки разводили собак, для них собаки служили основным средством передвижения, тогда как у коряков-кочевников главным "транспортом" были олени. «Морские» коряки на охоту в море выходили на так называемых байдарах — некоторые из них обивались кожей. По рекам коряки передвигались на деревянных лодках, выдолбленных из стволов деревьев. Такие лодки назывались «бат», управлялись длинными шестами, ими коряки умело отталкивались от речного дна.

Когда коряки занимались речной рыбалкой, то обычно перегораживали реки специальными изгородями из прутьев. Из рыбы приготавливалась юкола — сушеная рыба, ею питались весь год и люди, и собаки. Хранилась юкола в амбарах на высоких сваях.
Коряки

Сегодня коряков становится все меньше и меньше. Фото: Виктор Загумённов/rosphoto.com


Охота была важной составляющей быта: коряки били горных баранов и зайцев, охотились даже на медведя. А когда на их землях появились русские переселенцы, приобщились и к пушному промыслу — стали охотиться на лисицу, камчатского соболя, горностая и других пушных зверей, применяя во время охоты не только ружья, но и специальные сети и капканы. Прежде к этой живности коряки особого интереса не проявляли.

Корякские женщины в основном занимались приготовлением пищи и другими домашними делами. Вместе с детьми они также собирали дикие съедобные растения. Оленье мясо чаще всего варили, хотя почки, хрящи и мозг съедались сырыми. Из крови животных готовилась похлебка. Самым известным ритуальным корякским блюдом считалась толкуша — кушанье из растертого в ступе мяса, в которое добавлялись, жир, ягоды и коренья. Ну а когда нужно было отправляться в долгий путь, то в дорогу бралось замороженное мясо. Особым лакомством считались вареные молодые рога оленей. Кстати, в «дело» шли практически все части животных — в том числе и копыта, которые заквашивались в оленьей крови особым способом. Были у коряков и свои алкогольные напитки — до прихода русских они варили так называемые мухоморы. Но в конце XIX века на смену местным напиткам стали приходить российские. От русских они получили и другие продукты, которые позже стали доминировать в их рационе, - крупу, муку, сахар, чай, табак и т. д. Именно от русских переселенцев пришли секреты огородничества, стали выращиваться лошади и коровы.

Коряки
Корякский танец "Рыбалка". Фото: школа-дерево.рф


Основным жилищем оседлых коряков, которым они пользовались много веков, считалась полуземлянка. Сначала рылась большая яма в форме неправильного восьмиугольника, затем внутри нее вертикально закладывались бревна — в результате свод кровли получался в виде усеченного конуса.

Коряки-оленеводы жили немного в других жилищах. Это были те же полуземлянки, но отличались они прежде всего своими воронкообразными отверстиями в плоских крышах, которые одновременно являлись входом в жилище, окном и дымоходом. Вылезти из таких сооружений было не так уж и просто — требовалась определенная сноровка, поскольку приходилось ползти вверх по специальному бревну, в котором вырубались небольшие ступени. Такие жилища предназначались для нескольких семей. К слову, коряки жили большими патриархальными семьями, но многоженство среди них было редким явлением — браки между родственниками также запрещались.

Все хозяйственные постройки коряков возводились на сваях — так было проще сохранить запасы пищи, на которые постоянно покушались дикие животные. Однако довольно быстро под влиянием русских коряки в своей массе стали строить бревенчатые дома, они показались им надежнее и удобнее.

Коряки
Коряки - умелые мастера по дереву. Фото: nesekretno-net.ru

Многие праздники, которые отмечали северные народы России, удивительно схожи — да и веселились все примерно одинаково. Коряки ежегодно организовывали праздники «первой рыбы», «первой нерпы», «первого забоя оленя» и «спуска первой байдары». Особые праздники — ритуальные. Если на охоте, например, удавалось добыть медведя, то без ритуального действа это событие не приходило. Отношение к зверю у коряков было очень уважительным — даже поверженного медведя всегда чествовали как самого дорогого гостя. Сначала одна из корякских женщин надевала на себя еще свежую шкуру хищника и совершала ритуальный танец. Она обращалась к зверю, прося прощения за то, что охотник был вынужден его убить. А семья добытчика, завалившего медведя, всегда спешила угостить других. Убитого зверя непременно нужно было ублажить — по этому случаю забивали домашнего оленя. И всегда медведя «провожали домой». Делал это уже мужчина, также облачавшийся в шкуру хищника. Ритуальный танец символизировал борьбу зверя и человека, но в конце концов медведь брал приготовленные ему подарки и "уходил", отдавая человеку шкуру. Как правило, проведение этого обряда проходило под бой корякских музыкальных инструментов — бубна и варгана (специальный зубной бубен, сделанный из костяной пластинки).

Фольклор коряков также очень похож на мифы и предания других северных народов России — например, ительменов. В нем также можно найти рассказы о межплеменных войнах и конфликтах с соседями.

Читайте также

Обзоры

Новости

Наука и образование

Экономика и бизнес

Экономика и бизнес

Новости партнёров