https://eabr.org
https://eabr.org/

Открываем Азию для России

Киргизский кинематограф: яркая страница в истории мирового кино

14.06.2018 Борис Силаев 164 просмотров

Слово  «кинематограф» с греческого языка  переводится как «записанное движение». Человечество прошло очень долгий путь развития, и лишь сравнительно недавно был создан принципиально новый вид искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений. Кино стало гениальным изобретением, которое было призвано перевернуть мир. Реальность  начала оживать в кадрах кинопленки. Появилось новое обширное пространство для творчества.


Отдельного внимания заслуживает киргизское кино, которое достигло небывалых высот и создало самобытную кинематографическую культуру, завоевавшую признание на международном уровне. Киргизия всегда была богата талантами в самых разных областях, от живописи до литературы. И кино не является исключением. Миру стали известны имена многих выдающихся режиссеров и актеров, олицетворяющих целую эпоху. 

Начало киргизскому кинематографу было положено в далеком 1941 году, с подписания указа о создании «Фрунзенской студии кинохроники», которая позже будет переименована в «Киргизфильм». Именно она станет основой кинопромышленности в республике.

Развитие киргизского кино тесно связано с национальным балетом и театром, который начал развиваться в Киргизии гораздо раньше. В 1926 году в городе Фрунзе (ныне Бишкек), была открыта киргизская музыкально-драматическая студия, а позже на ее основе создали национальный музыкально-драматический театр. Артистов набирали из состава организаций самодеятельности, без специальной подготовки, что не мешало им успешно осваивать даже самые сложные сценические образы. Киргизский национальный театр во всем его многообразии питал новыми силами зарождающийся кинематограф. Именитые сценаристы, драматурги и актеры театра живо восприняли новое веяние творчества. В 1960 году был экранизирован балет «Чолпон», фильм получил название «Чолпон - утренняя звезда». Это событие и положило начало рассвету киргизского кино.

Болот Шамшиев. "Киргизфильм"
Съемки фильма "Восхождение на Фудзияму". СССР. Киргизская ССР. 17 июня 1988 г. Народный артист Киргизской ССР, лауреат государственной премии СССР, режиссер киностудии "Киргизфильм" Болот Шамшиев во время завершения съемок фильма по пьесе Ч. Айтматова. Фото: Евгений Петрийчук/Фотохроника ТАСС


В 60-е годы XX века произведения киргизской кинематографии начали выходить на мировой экран, за пределы СССР. Это было настоящее время побед для республики, начало золотой эпохи. В среде кинематографистов мирового уровня поразительный успех национального кино в Киргизии получил название «киргизское чудо». В те годы на поприще кинематографии появились новые таланты – совсем еще молодые выпускники ВГИКа: Болот Шамшиев, Мелис Убукеев, Геннадий Базаров. Когда-то им выпал бесценный шанс учиться киноискусству у корифеев советского кино в Москве. Вскоре они создадут свои поразительные дебюты, которые будут отличаться зрелой глубиной и злободневностью.   

Картины  Толомуша Океева «Небо нашего детства», «Поклонись огню», «Лютый» побеждали на международных конкурсах кинематографии в Германии, Швейцарии и Италии. Особенно запоминающейся получилась картина «Красное яблоко», повествующая о трогательной любви молодого студента к девушке, которую он встречал в читальном зале библиотеки и мечтал хотя бы раз заговорить с ней, но все никак не решался. Эта влюбленность станет роковой и будет преследовать его всю оставшуюся жизнь, разрушая семейное счастье героя. Потрясающее музыкальное сопровождение, состав талантливых актеров и незаурядная сюжетная линия делают кинофильм «Красное яблоко» настоящим шедевром, поэмой о безответной любви. Красное яблоко в фильме несет особый смысл. Напоенное энергией земли и светом солнца, оно являет собой символ счастья и гармонии. Толомуш Океев создал в своих фильмах целое полотно образов, от мечтательных романтиков до людей несгибаемой воли, которым неведом страх. 
 
Продолжает плеяду выдающихся режиссеров республики Болот Шамшиев, который будучи выпускником ВГИКа дебютировал в кино в качестве актера, исполнив главную роль в фильме Ларисы Шепитько «Зной» по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Фильм был удостоен Гран-при на международном кинофестивале в Карловых Варах (1964 г). Это был первый творческий успех великого режиссера. Болот Шамшиев снял множество талантливых работ, таких как «Алые маки Иссык-Куля» о контрабандистах Тянь-Шаня и «Ранние журавли», повествующий о трудных военных годах и непростом пути взросления юноши Султанмурата, проводившего на войну отца. Однако вершиной творчества режиссера принято считать картину «Белый пароход» по одноименной повести Чингиза Айтматова, который писал сценарий для фильма и принимал участие в съемках. Этот фильм стал настоящим откровением для каждого, кому дороги детские воспоминания. Это история о наивном, трогательном мире детских мечтаний и надежд, который рушится при столкновении с ужасающей реальностью. Мальчик ждал  возвращения отца из долгого плавания. Он почти каждый день взбирался на гору с биноклем и смотрел на воды озера, в надежде разглядеть белый пароход. Мальчик ждал чуда, которому не суждено было сбыться.

Болот Шамшиев. Киргизфильм
Съемки кинофильма "Зной", 1962 год. Киргизия. Кадр из кинофильма "Зной" по повести Ч.Айтматова "Верблюжий глаз". Артист Болотбек Шамшиев в роли Кемаля. Режиссер Лариса Шепитько. Фотохроника ТАСС

 
Трогательным лиризмом и любовью к своей родине проникнуты работы Болота Шамшиева. Их можно пересматривать не единожды и всегда по-новому открывать для себя киргизское кино во всем его многообразии.

Именитый кинорежиссер Киргизии Геннадий Базаров создал свой блестящий кинофильм «Материнское поле», также в сотрудничестве с Чингизом Айтматовом, произведения которого в то время активно экранизировались. Евгений Базаров снял драму о жизни простой женщины, которой довелось познать много горя. Война забрала мужа и троих сыновей, оставив ее совсем одну. Наравне с картиной Болота Шамшиева «Ранние журавли», работа Геннадия Базарова «Материнское поле» дает наиболее яркое представление о жизни Киргизии в военные годы. Картина была удостоена специальной премии на кинофестивале республик Средней Азии.

В приключенческом жанре особенно выделяется фильм Мелиса Убукеева «Трудная переправа». В центре повествования - трагическая судьба бедного юноши Мукаша, который решил спасти свою любимую, проданную в жёны богачу. На кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана в 1965 году в Алма-Ате фильму "Трудная переправа" был присужден Диплом первой степени за лучшую работу режиссера, оператора и музыкальное сопровождение. Мелис Убукеев  учился киноискусству у самого Сергея Герасимова, выдающегося советского режиссера.

Нельзя не сказать о человеке, без которого многие роли в знаковых для своего времени картинах не были бы исполнены настолько блистательно. Суйменкул Чокморов несомненно был и остается частицей своего народа. Память о нем по сей день не угасает, а о его талантах говорят с восторгом как о предмете национальной гордости.

Киргизия. Киргизфильм
Съемки кинофильма "Зной", 1964 год. Киргизия. Режиссер Лариса Шепитько во время съемок кинофильма "Зной" по повести Ч.Айтматова "Верблюжий глаз". Фотохроника ТАСС


В искусстве  Чокморов с ранней молодости избрал два пути - живопись и кино. Великий актер и художник закончил Ленинградскую Академию художеств имени Репина и был известен не только ролями в кино, но и своими полотнами, среди которых: «Портрет Саякбая Каралаева», «Курманжан Датка», «Мой сын» и другие. Кисти художника принадлежит портрет всемирно известного японского режиссера Акиры Куросавы, который восхищался актерским талантом Чокморова и даже  пригласил его принять участие в одном из своих фильмов.

Люди навсегда запомнили Суймонкула Чокморова задумчивым, грустным романтиком, умеющим любить так, как не любит никто, и страдать за тех, кого любит. На экране порой может показаться, что Чокморов играет самого себя. Настолько убедительны  его чувства в глазах зрителя. Роль Данияра в картине «Джамиля» поражает воображение лиризмом и глубиной. В его неповторимой актерской игре молчание порой могло сказать больше, чем любые слова. Не менее известна дебютная роль Чокморова в фильме о дореволюционной Киргизии «Выстрел на перевале Караш», а также роли, исполненные им в картинах Толомуша Океева «Лютый» и «Красное яблоко». Талант Чокморова неповторим и многообразен. Ему далось создать принципиально новый образ в кино сродни масштабам самого шекспировского Гамлета.

В 1986 году на Иссык-Кульский форум в Киргизию прилетели такие знаменитые деятели зарубежного кино, как британский актер Питер Устинов, итальянские кинорежиссеры Микеланджело Антониони и Бернардо Бертолуччи. Мастера из мира кинематографа активно интересовались киргизским кино и его талантами. Во время визита они посетили киностудию «Киргизфильм», встретились с коллективом сценаристов и режиссеров. В целом, этот торжественный визит подвел итог многолетней работе киргизской киноиндустрии, которая смогла добиться головокружительных успехов, не потеряв индивидуальности.

Болот Шамшиев. Киргизфильм
 Съемки фильма "Белый пароход". СССР. Киргизская ССР. 1 апреля 1982 г. Режиссер киностудии "Киргизфильм", заслуженный деятель искусств Киргизской ССР Болот Шамшиев и киноактриса Айтурган Темирова. Фото: Виктор Воног/Фотохроника ТАСС


После распада СССР киргизское кинопроизводство лишилось прочной материальной базы и осталось без поддержки государства. На протяжении  90-х годов фильмы практически не снимались. Но, несмотря на трудности, национальному кино удалось сохранить свои творческие традиции.

Важнейшую роль в процессе возрождения кинематографа в Киргизии  сыграла богатая история, опыт кинематографистов республики, передававшийся из поколения в поколение. Создана Общественная Телерадиовещательная Корпорация Киргизской Республики, полноценно работает Союз Кинематографистов Киргизии, объединяющий в своих рядах всех деятелей кино в стране. С получением Киргизией независимости в 1991 году появилась возможность прямого контакта с кинематографистами всего мира. Созданы частные киностудии, на средства которых вновь снимаются фильмы, которые, наравне с произведениями иностранных режиссеров, всё чаще завоевывают призы на престижных международных фестивалях.

Настоящим символом «второго рождения» киргизского кино не так давно стал фильм Садыка Шер-Нияза «Курманжан Датка», повествующий о царице алайских киргизов, правившей с 1832 по 1876 годы. Работа получилась впечатляющей, богатой достоверными историческими событиями. В современном кинематографе Киргизии все больше прослеживается  тенденция обращения к национальной истории и культуре, активно возрождаются традиции времен «киргизского чуда». Нет никаких сомнений в том, что  совсем скоро появится новая плеяда талантливых режиссеров, которые поднимут современное кино в республике на еще более высокий уровень.

Читайте также

Обзоры

Обзоры

Обзоры

Обзоры

Новости

Новости партнёров