АССАМБЛЕЯ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
ТЕЛЕКАНАЛ «БОЛЬШАЯ АЗИЯ» И «ЯПОНСКИЙ ФОНД» ПРЕДСТАВЛЯЮТ!

Открываем Азию для России

Камасутра: философия, которую Европа проигнорировала

03.06.2019 Вахтанг Сургуладзе 725 просмотров

Сущность любви заключается в том, чтобы никогда не
быть счастливым. Ревность, тревога, потеря имущества; много сказано о хорошей и плохой стороне этой страсти. Чтобы быть счастливым, нужно знать любовь не страстную, а сладострастную.
Клод Адриан Гельвеций


Почти все популярные периодические издания пестрят английским словом sex, а на прилавках книжных магазинов в изобилии можно наблюдать различные издания Дао Любви и Камасутры. Причём Камасутру издают как с иллюстрациями так и без них. Различные мужские и женские журналы с завидным рвением пропагандируют чувственную любовь или, если выражаться точнее – инстинкт.

Таким образом о многих вещах формируется совершенно ложное представление, жертвой которого и пала Камасутра. Создаётся впечатление, что многие из нас считают эту книгу каталогом позиций и путеводителем по экзотическому сексу.

Индия. Кама-сутра
Фото: oshonews.com



Тем не менее, это не совсем так и свидетельствует об этом многое, например, слова которыми автор завершил свой труд: «Была создана «Камасутра», в соответствии с предписаниями, для блага всего мира, Ватьсяяной, который вел жизнь учёного-богослова и был полностью погружен в созерцание Божественного».

Индия
Фото: oshonews.com


Прежде всего, «Гармония в любви и чувственном наслаждении» уделяет внимание человеческой жизни, которая делится на три «составляющие». Её главными компонентами  являются дхарма, артха и кама. Дхарма – приобретение религиозных достоинств, артха – богатство, собственность и мирское величие, а кама – любовь и наслаждение. В идеале в человеческой жизни у гармонично развитой личности должно присутствовать всё перечисленное: в молодости – кама, зрелости – артха, старости – дхарма. То есть, и богатство, и любовь, и духовность. Главная задача Камасутры научить человека владеть своими чувствами и страстями...

  
Впервые европейцы познакомились с Камасутрой в 1559 году, когда английский учёный Лоукерн опубликовал книгу, в которой в краткой форме излагалось содержание индийского трактата. Куртуазный XVI век прекрасно воспринимал радости ренессансной «реабилитации плоти».

Индия
Фото: exotiek.nl



Можно вспомнить хотя бы Лувр времён Екатерины Медичи и королевы Марго. Этот период жизни французского двора очень живо описал, например, Дюма-старший. Неудивительно, что книга, как говорится, пришлась ко двору — ею сразу заинтересовались многие галантные дамы того времени. Вошло в обиход припрятывать это издание рядышком с «Декамероном» Боккаччо, «Книгами Од» Ронсара, «Неистовым Орландо» Ариосто, «Наукой Любви» Овидия и эротическими иллюстрациями Аретино. В то время чувственность не порицалась, и «книжные барышни», подражая автору «Гептамерона» - Марго, изучали латынь, сочиняли стихи и декламировали отрывки из «Лекарства от любви».

Тем не менее, по достоинству оценить Камасутру никто так и не смог. Возможно, этому есть объяснение: слишком уж большая разница существовала между литературой Европы времён гугенотских войн и книгой Ватьсяяны.  

Индия
Фото: isra.com


    
Индийский пророк писал свой трактат в первые века нашей эры. Этот период часто сравнивают с античной Грецией. В Индии были свои гетеры и в Камасутре им посвящён отдельный раздел. Публичные женщины Индии – рупадживы (в переводе на русский язык «живущие красотой») - составляли неотъемлемую часть общества. Их, как в Греции, весьма почитали за ум и образованность. Камасутра в корне отличается от довольно приземлённой литературы европейского Возрождения, и в ней не найти советов говорить женщине о любви только ради физической близости. Слишком большой отпечаток остался в сознании Европы от тьмы Средних веков. В то время, когда писалась Камасутра, «отец Запада» Блаженный Августин  разрабатывал понятие первородного греха и тоже строчил одну строчку за другой...  Правда, мысли его витали несколько в ином направлении.

Индия
Фото: vihari.tv



Основной девиз христианского подвижника: «Не прелюбодействуй». В Европе очень долгое время любовная связь считалась низменной и греховной. Вероятно, именно поэтому отношение к любви выражалось двумя крайностями — или чрезмерной подавленностью чувств, или совершенным развратом. Причём даже в дохристианский период, как можно понять из «Записок о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря, древние германцы относились пренебрежительно к интимной близости между молодыми воинами и женщинами. В их понимании физическая любовь слишком ослабляет мужчину, делает его неспособным воевать.

В Индии весь процесс общения полов воспринимался совершенно иначе: интимная связь мужчины и женщины воспринималась как божественное и творческое начало. Камасутра - это произведение, в первую очередь, богословско-философское. В европейской литературе любовь никогда не рассматривалась под таким углом.

Индийская женщина
Фото: grayfruit.com



Ватьсяяну  нельзя воспринимать только как некоего «сексотерапевта», поскольку большая часть книги посвящена обязанностям жены, образу жизни добропорядочного горожанина и овладению каждым добропорядочным гражданином 64-м искусствам — например, изучению иностранных языков, умению понимать зашифрованные письма, возможности определять характер человека по чертам лица, искусству стихосложения, изготовлению искусственных цветов, знанию различных игр и т.д. В этом «списке» и находится подраздел, который касается интимной близости мужчины и женщины.

Жанр сутр – это комментарии-афоризмы, поясняющие ранее написанные древние тексты. По прочтении книги Ватьсяяны в совершенно в ином свете видятся и индийские кинофильмы. Трактат Великого пророка совсем не  противоречит строгости, которая была характерна для индийского общества более позднего времени. Для кого-то он и сегодня остается всего лишь литературным памятником, с которым можно ознакомиться и… забыть о его существовании. 
   
В Европе между тем не было написано ни одного философского трактата о любви, сопоставимого с Камасутрой. Европейцы любовь полностью отдали на откуп поэтам. Лишь редкий для XIX века любитель индийской философии и буддизма Артур Шопенгауэр считал эту книгу достойной быть предметом раздумий философа. Свой трактат  «Метафизика половой любви» он, возможно, создал, будучи под влиянием книги Ватьсяяны Махараши.

Читайте также

Обзоры

Обзоры

Новости

Культура и отдых

Экономика и бизнес

Наука и образование

Культура и отдых

Наука и образование

Новости партнёров