https://www.mos.ru/dvms/
ТЕЛЕКАНАЛ «БОЛЬШАЯ АЗИЯ» И «ЯПОНСКИЙ ФОНД» ПРЕДСТАВЛЯЮТ!

Открываем Азию для России

Камасутра: философия, которую Европа проигнорировала

03.06.2019 Вахтанг Сургуладзе 167 просмотров

Сущность любви заключается в том, чтобы никогда не
быть счастливым. Ревность, тревога, потеря имущества; много сказано о хорошей и плохой стороне этой страсти. Чтобы быть счастливым, нужно знать любовь не страстную, а сладострастную.
Клод Адриан Гельвеций


Почти все популярные периодические издания пестрят английским словом sex, а на прилавках книжных магазинов в изобилии можно наблюдать различные издания Дао Любви и Камасутры. Причём Камасутру издают как с иллюстрациями так и без них. Различные мужские и женские журналы с завидным рвением пропагандируют чувственную любовь или, если выражаться точнее – инстинкт.

Таким образом о многих вещах формируется совершенно ложное представление, жертвой которого и пала Камасутра. Создаётся впечатление, что многие из нас считают эту книгу каталогом позиций и путеводителем по экзотическому сексу.

Индия. Кама-сутра
Фото: oshonews.com



Тем не менее, это не совсем так и свидетельствует об этом многое, например, слова которыми автор завершил свой труд: «Была создана «Камасутра», в соответствии с предписаниями, для блага всего мира, Ватьсяяной, который вел жизнь учёного-богослова и был полностью погружен в созерцание Божественного».

Индия
Фото: oshonews.com


Прежде всего, «Гармония в любви и чувственном наслаждении» уделяет внимание человеческой жизни, которая делится на три «составляющие». Её главными компонентами  являются дхарма, артха и кама. Дхарма – приобретение религиозных достоинств, артха – богатство, собственность и мирское величие, а кама – любовь и наслаждение. В идеале в человеческой жизни у гармонично развитой личности должно присутствовать всё перечисленное: в молодости – кама, зрелости – артха, старости – дхарма. То есть, и богатство, и любовь, и духовность. Главная задача Камасутры научить человека владеть своими чувствами и страстями...

  
Впервые европейцы познакомились с Камасутрой в 1559 году, когда английский учёный Лоукерн опубликовал книгу, в которой в краткой форме излагалось содержание индийского трактата. Куртуазный XVI век прекрасно воспринимал радости ренессансной «реабилитации плоти».

Индия
Фото: exotiek.nl



Можно вспомнить хотя бы Лувр времён Екатерины Медичи и королевы Марго. Этот период жизни французского двора очень живо описал, например, Дюма-старший. Неудивительно, что книга, как говорится, пришлась ко двору — ею сразу заинтересовались многие галантные дамы того времени. Вошло в обиход припрятывать это издание рядышком с «Декамероном» Боккаччо, «Книгами Од» Ронсара, «Неистовым Орландо» Ариосто, «Наукой Любви» Овидия и эротическими иллюстрациями Аретино. В то время чувственность не порицалась, и «книжные барышни», подражая автору «Гептамерона» - Марго, изучали латынь, сочиняли стихи и декламировали отрывки из «Лекарства от любви».

Тем не менее, по достоинству оценить Камасутру никто так и не смог. Возможно, этому есть объяснение: слишком уж большая разница существовала между литературой Европы времён гугенотских войн и книгой Ватьсяяны.  

Индия
Фото: isra.com


    
Индийский пророк писал свой трактат в первые века нашей эры. Этот период часто сравнивают с античной Грецией. В Индии были свои гетеры и в Камасутре им посвящён отдельный раздел. Публичные женщины Индии – рупадживы (в переводе на русский язык «живущие красотой») - составляли неотъемлемую часть общества. Их, как в Греции, весьма почитали за ум и образованность. Камасутра в корне отличается от довольно приземлённой литературы европейского Возрождения, и в ней не найти советов говорить женщине о любви только ради физической близости. Слишком большой отпечаток остался в сознании Европы от тьмы Средних веков. В то время, когда писалась Камасутра, «отец Запада» Блаженный Августин  разрабатывал понятие первородного греха и тоже строчил одну строчку за другой...  Правда, мысли его витали несколько в ином направлении.

Индия
Фото: vihari.tv



Основной девиз христианского подвижника: «Не прелюбодействуй». В Европе очень долгое время любовная связь считалась низменной и греховной. Вероятно, именно поэтому отношение к любви выражалось двумя крайностями — или чрезмерной подавленностью чувств, или совершенным развратом. Причём даже в дохристианский период, как можно понять из «Записок о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря, древние германцы относились пренебрежительно к интимной близости между молодыми воинами и женщинами. В их понимании физическая любовь слишком ослабляет мужчину, делает его неспособным воевать.

В Индии весь процесс общения полов воспринимался совершенно иначе: интимная связь мужчины и женщины воспринималась как божественное и творческое начало. Камасутра - это произведение, в первую очередь, богословско-философское. В европейской литературе любовь никогда не рассматривалась под таким углом.

Индийская женщина
Фото: grayfruit.com



Ватьсяяну  нельзя воспринимать только как некоего «сексотерапевта», поскольку большая часть книги посвящена обязанностям жены, образу жизни добропорядочного горожанина и овладению каждым добропорядочным гражданином 64-м искусствам — например, изучению иностранных языков, умению понимать зашифрованные письма, возможности определять характер человека по чертам лица, искусству стихосложения, изготовлению искусственных цветов, знанию различных игр и т.д. В этом «списке» и находится подраздел, который касается интимной близости мужчины и женщины.

Жанр сутр – это комментарии-афоризмы, поясняющие ранее написанные древние тексты. По прочтении книги Ватьсяяны в совершенно в ином свете видятся и индийские кинофильмы. Трактат Великого пророка совсем не  противоречит строгости, которая была характерна для индийского общества более позднего времени. Для кого-то он и сегодня остается всего лишь литературным памятником, с которым можно ознакомиться и… забыть о его существовании. 
   
В Европе между тем не было написано ни одного философского трактата о любви, сопоставимого с Камасутрой. Европейцы любовь полностью отдали на откуп поэтам. Лишь редкий для XIX века любитель индийской философии и буддизма Артур Шопенгауэр считал эту книгу достойной быть предметом раздумий философа. Свой трактат  «Метафизика половой любви» он, возможно, создал, будучи под влиянием книги Ватьсяяны Махараши.

Читайте также

Новости

Наука и образование

Культура и отдых

Наука и образование

Новости партнёров