Opening Asia for Russia

29.06.2018 101 просмотров

Nicholas Roerich is a Russian thinker and artist. With his work, he proved the inseparable unity of world culture all his life. Both Russians and Indians consider him theirs.


The life of Nicholas Roerich was like his paintings - full of bright colors, secrets, incredible insights. He is admired in Europe and America, but especially strongly in India. In various parts of the Earth, there are centers for studying the work of this unusually spiritual person and artist. His artwork and  literary heritage helps people of different nationalities to better understand each other.

Formation

Nicholas Roerich was born in St. Petersburg in 1874. His father worked as a lawyer-notary. The paternal ancestors of the Roerichs are either from Scandinavia or from Germany. But the Roerichs, finally Russified by the middle of the 19th century, did not attach any importance to their origin. The mother of the future artist was from an old merchant family.

Eight-year-old Kolya was assigned by his parents to study at a private gymnasium, where he showed special talent for drawing. After graduating from elementary school, the young man decided to enter the Academy of Arts. However, he unexpectedly met with sharp resistance from his father, who urgently demanded that his son engage in legal practice, that is, follow in his footsteps. The same one nevertheless made a compromise decision - at the same time he entered both the Academy of Arts and the law faculty of St. Petersburg University. It happened in 1893.

Nicholas Roerich was lucky: his basic education, which he received in his youth, turned out to be very good. Over the years of study, the young man managed to comprehend the specialty, engage in literary work under the guidance of the famous critic Vladimir Stasov and paint. The main mentor of Roerich at the Academy of Arts was the famous Arkhip Kuindzhi. Nicholas Roerich subsequently called him nothing more than a “teacher of life”, he learned so much from him: first of all, he adopted the master’s unique writing style, and the young artist also began to refuse to prescribe unnecessary details in his paintings, retaining only the most important impressions from nature. This method, as Roerich himself later said, contributed to the development of imagination, but did not go beyond reliability. Roerich learned the lessons of the master perfectly, partially adopting from Kuindzhi the method of light and color solutions in his canvases. He was also impressed by the master's skill in creating spatial compositions. However, most of all he was attracted by the freedom that reigned in Kuindzhi's workshop. Is it not from here that his passion for the work of Viktor Vasnetsov began, in whose art Roerich appreciated the originality and “bright impulse”, the poetic interpretation of nature, the appeal to history, fairy tales and ... heroism, seen through the prism of centuries-old folk traditions?

Nicholas Roerich
Russia. St. Petersburg. A visitor at the painting "Ilya Muromets. From the Suite "Bogatyr Frieze" at the exhibition of works by Nicholas Roerich, dedicated to the 140th anniversary of the artist's birth, in the Benois Wing of the Russian Museum. Photo: Pyotr Kovalev / TASS

Unexpected love

They say that you need to marry the woman with whom it is easier to part because you will never part with her. fate with Elena Shaposhnikova - a written beauty, the daughter of the famous architect Ivan Ivanovich Shaposhnikov. (By the way, the beautiful Elena was also the niece of the composer Modest Mussorgsky and was the great-granddaughter of the commander Mikhail Kutuzov.) He refuted - because he married out of great love. with her a long, happy, although sometimes full of painful trials, life, which, however, they invented for themselves.

Then, at the time of their youth, everything happened something like this. children, how her acquaintance with a young man she liked happened. Once, in the summer of 1899, she was vacationing at the estate of Prince Putyatin in the Novgorod region. Once the girl was returning from a walk, and on the way, as she later told, she met a handsome young man whom she mistook for a surveyor. Then in the evening they drank tea together, and the "surveyor", as it turned out, turned out to be a promising artist (by that time, a graduate of the Academy of Arts had already painted the historical painting "Messenger", and it was acquired by the famous art connoisseur P. Tretyakov).

It turns out that the artist was in the estate on business related to the excavation of mounds. The mind and beauty of the girl made a proper impression on him. Then the acquaintance of young people continued in St. Petersburg, and about a year later Nicholas Roerich invited the girl to marry him. She did not refuse, although the relatives of Elena Shaposhnikova categorically opposed the wedding, believing that her married life with Roerich, who was not very rich, would become an "unbearable chimera." But the young, in spite of all circumstances, got married in the church of the Academy of Arts on Vasilyevsky Island on October 22, 1901.

Like-minded people

Not all spouses have a sense of inner harmony in relation to each other and a unity of perception of the world. The Roerichs had it. Their interests coincided even in relation to musical and literary works. Together they traveled across the boundless Russian expanses. As a logical conclusion to those trips, a whole series of paintings appeared. It was dedicated to the life of the ancient Slavs. Exhibitions were held not only in Russia, but also in many major European cities.

In his paintings, Roerich considered the history of Russia through specific situations and certain types of people. A lot of the people in his works are some kind of signs, so they are depicted without prescribing faces. On the other hand, active motor skills are present in Roerich’s canvases, and his paintings get the appropriate names: “They build boats” (1903), “They collect tribute” (1907), “Think of clothes” (1908), “Drag by dragging” (1915). He seems to illustrate a book of history, from which personal names have been crossed out.

Nicholas Roerich
Visitors at the painting "Mikula Selyaninovich" at the exhibition of works by Nicholas Roerich dedicated to the 140th anniversary of the artist's birth, in the Benois Wing of the Russian Museum. Photo: Pyotr Kovalev/TASS


Roerich experiments a lot. The results of some art critics are alarming, and sometimes even shocking. Still would! Having achieved the ability to write with complete looseness and freedom, the artist refuses oil painting, which is too “bodily”, as it seems to him. He gradually moves to tempera - to its somewhat peculiar sonority of color. Used in the works and pastels. The paintings had a remarkable matte surface, which corresponded to the poetic and decorative tasks of the author, who developed his own special style. Roerich began to give preference to bright and sonorous colors with very subtle transitions of shades.

Even Alexander Benois, always critical of Roerich's art, noted his undoubted success. True, he did not fail to caustically remark, they say, all Roerich's exhibitions are well-thought-out “leopard races”. So the famous master made it clear that he sees in Roerich an artist who prudently builds the path of his glory. Indeed, Roerich carefully selected works for demonstration, but it would be unlikely that real success would have come to him if his works had not been original and talented.

The beginning of the "Indian path"

another Orientalist Viktor Golubev visited an exhibition of Oriental art in Paris. Golubev, who had already visited India by that time, shared his observations that Indian and Slavic cultures are in many ways similar. Roerich, always restrained, unexpectedly showed a strange agitation, which greatly surprised his companion.

A little time passed, and the artist's literary work came out, explaining a lot. In Golubev's stories and exhibits, Roerich looked for evidence that guesses that the East is the cradle of European culture are not just guesses. Some facts, in his opinion, confirmed this idea. It was then that the artist's interest in Eastern culture began to clearly form. He tried to find in it those values that seemed to him lost by Russian culture. Roerich became more and more convinced that a special expedition to the East could give extraordinary results.

It was during this period that the artist became seriously interested in history. And not only the history of the Slavs, which, in his opinion, had much deeper roots than was commonly considered official science. He notes: “Through Byzantium we dreamed of India, so we are heading towards it.” However, he was able to realize his dream only ten years later.

Nicholas Roerich
India. Kullu valley. Artist, writer and traveler Nicholas Roerich with his sons Yuri and Svyatoslav. TASS photo chronicle

The choice is made

When the Russian revolution broke out, Nicholas Roerich was in Finland, where he was treating a lung disease. This event of a planetary scale changed the plans of the artist - in the middle of 1918 the Roerich family went to Copenhagen, where an exhibition of the artist's paintings was opened. Further, the path of already “rich in fame” Nicholas Roerich lay in London, where his next exhibition also took place. In London, he meets Rabindranath Tagore. According to eyewitnesses, the poet once said prophetic words to the artist: "Your art is independent, because it is great." And he invited his whole family to India.

The Roerich family took advantage of this invitation, but not immediately. The way to India lay through the USA. In New York, Nikolai Konstantinovich organized the Main Institute of United Arts. In different American cities, one after another, his personal exhibitions were held. In the USA, the artist took up design - he painted scenery for productions at the Chicago Opera House. Many researchers of Roerich's work believe that he formed his teaching as a whole around this time, and later only sought confirmation of his thoughts, according to which world culture has common roots.

Everyone in the family seemed to be carried away by Indian philosophy. Including Elena Ivanovna, who quickly became a major specialist in this field, and the eldest son Yuri, who received a master's degree in Indian philology at the Sorbonne. Only the youngest son of the Roerichs, Svyatoslav, kept a temporary peculiar neutrality in relation to India.

Time for Changes

1923. The year that divided Roerich's entire life into two periods - "before" and "after". Because after 1923 there was India. This time is filled with special meaning for the artist. His dream finally came true, and he nevertheless came to this country - at the head of an expedition whose main task was to study its cultural and historical heritage. The journey took place in little-studied areas. Nikolai Konstantinovich acted simultaneously as an artist, historian and archaeologist, and his wife studied the philosophy of the East, myths, legends and tales. Son Yuri is a philologist-linguist and an expert on the dialects of the peoples of Asia. But his son Svyatoslav was forced to return to the United States to continue his studies.

The Roerich family traveled great distances, overcoming high mountain passes and mountain ranges, experiencing all the hardships of camp life and risking getting shot by local robbers, who in those there were quite a few times in the Himalayas, they were feared not only by lonely travelers. After the expedition, Roerich visits Soviet Russia to fulfill the order of the Himalayan mahatmas and convey to the Soviet government the message of the leaders of the spiritual East.

The Roerich family finally "settled" at the foot of the Himalayas in 1928, choosing the high-mountainous Kullu valley as their place of residence. Roerich does a lot of creative work - he mainly paints pictures that he is inspired by the Himalayan landscapes. Artist  literally fascinated by the majestic mountains, their snowy peaks shining in the sun, in which he felt, by his own admission, cosmic power. The magnetism of the giants delighted the artist and at the same time calmed him, bringing peace and harmony to his life. 

Nicholas Roerich
Russia. St. Petersburg. A visitor at the painting "Lhasa" at the exhibition of works by Nicholas Roerich, timed to coincide with the 140th anniversary of the artist's birth. Photo: Pyotr Kovalev / TASS


The first exhibition of Nicholas Roerich in the USSR was held only in 1958 in Moscow, but later residents of other Soviet cities were able to get acquainted with his work. , which he handed over by will as a gift to his homeland, to which he never reached at the end of his life's journey.

Tags:

|
Twitter
|
VKontakte
|
Odnoklassniki
Subscribe:

Read also

News

Partner news

https://eabr.org
https://eabr.org/

Открываем Азию для России

Гималайский мечтатель

29.06.2018 Олег Мироненко 53 просмотров

Николай Рерих – российский мыслитель и художник. Своим творчеством он всю жизнь доказывал неразрывное единство мировой культуры. Его считают своим и русские, и индийцы.


Жизнь Николая Рериха была похожа на его картины – полная ярких красок, тайн, невероятных прозрений. Им восхищаются в Европе и Америке, но особенно сильно в Индии. В самых разных уголках Земли работают центры по изучению творчества этого необычно духовного человека и художника. Его художественные произведения и  литературное наследие помогают людям разных национальностей лучше понимать друг друга.

Становление

Николай Константинович Рерих родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Отец его работал юристом-нотариусом. Предки Рерихов по отцовской линии - выходцы то ли из Скандинавии, то ли из Германии. Но окончательно обрусевшие к середине XIX столетия Рерихи не придавали своему происхождению ровным счетом никакого значения. Мать будущего художника была из старинной купеческой семьи.

Восьмилетнего Колю родители определили учиться в частную гимназию, где он проявил особые способности к рисованию. После окончания начальной школы молодой человек принял решение поступать в Академию художеств. Однако неожиданно встретил резкое сопротивление отца, настоятельно потребовавшего, чтобы сын занялся юридической практикой, то есть пошёл по его стопам. Тот же всё-таки принял компромиссное решение – одновременно он поступил и в Академию художеств, и на юрфак Санкт-Петербургского университета. Произошло это в 1893 году.

Николаю Рериху повезло: его базовое образование, которое он получил в юности, оказалось очень хорошим. За годы учёбы молодой человек успевал постигать специальность, заниматься литературным творчеством под руководством знаменитого критика Владимира Стасова и писать картины. Главным наставником Рериха в Академии художеств стал знаменитый Архип Куинджи. Николай Рерих впоследствии называл его не иначе как «учителем жизни», так многому он у того научился: прежде всего перенял уникальный стиль письма мастера, также молодой художник стал отказываться от прописывания излишних подробностей в своих картинах, сохраняя лишь самые главные впечатления от натуры. Этот метод, как позже говорил сам Рерих, способствовал развитию воображения, но не выходил за рамки достоверности. Уроки мастера Рерих усвоил отлично, частично переняв у Куинджи метод светового и цветового решения в своих полотнах. Ему импонировало и мастерство мэтра в создании пространственных композиций. Впрочем, больше всего его привлекала свобода, царившая в мастерской Куинджи. Не отсюда ли пошло его увлечение творчеством Виктора Васнецова, в искусстве которого Рерих по достоинству оценил самобытность и «светлый порыв», поэтическую трактовку природы, обращение к истории, сказке и... богатырству, увиденному сквозь призму вековых народных традиций?

Николай Рерих
Россия. Санкт-Петербург. Посетительница у картины "Илья Муромец. Из сюиты "Богатырский фриз" на выставке работ Николая Рериха, приуроченной к 140-летию со дня рождения художника, в корпусе Бенуа Русского музея. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Нечаянная любовь

Говорят, что жениться нужно на той женщине, с которой легче расстаться. Потому что только с ней не расстанешься никогда. Николай Рерих всей своей жизнью опровергал и... подтверждал это умозаключение, связав свою судьбу с Еленой Шапошниковой – писаной красавицей, дочерью известного архитектора Ивана Ивановича Шапошникова. (К слову сказать, прекрасная Елена доводилась еще племянницей композитору Модесту Мусоргскому и была правнучкой полководца Михаила Кутузова.) Опровергал – потому что женился по большой любви. Подтверждал – так как прожил с ней долгую, счастливую, хотя порой полную тягостных испытаний жизнь, которую, однако, они придумали себе сами.

Тогда же, в пору их молодости, всё случилось примерно так. Елена рассказывала домочадцам, как произошло её знакомство с приглянувшимся ей молодым человеком. Однажды, летом 1899 года, она отдыхала в поместье князя Путятина в Новгородской области. Как-то девушка возвращалась с прогулки, а по пути, как она позже поведала, ей повстречался симпатичный молодой человек, которого она приняла за землемера. Затем вечером попили вместе чайку, а «землемер», как выяснилось, оказался подающим надежды художником (к тому времени выпускник Академии художеств уже написал историческую картину «Гонец», и она была приобретена известным ценителем искусств П.Третьяковым).

Оказывается, художник оказался в усадьбе по делам, связанным с раскопками курганов. Ум и красота девушки произвели на него должное впечатление. Затем знакомство молодых людей продолжилось в Петербурге, а примерно через год Николай Рерих предложил девушке выйти за него замуж. Та не отказала, хотя родственники Елены Шапошниковой категорически воспротивились свадьбе, посчитав, что её супружеская жизнь с Рерихом, который был не очень богат, станет «несносной химерой». Но молодые, вопреки всем обстоятельствам, обвенчались в церкви Академии художеств на Васильевском острове 22 октября 1901 года.

Единомышленники

Далеко не у всех супругов возникает чувство внутренней гармонии по отношении друг к другу и единство восприятия мира. У Рерихов оно было. Их интересы совпадали даже в отношении музыкальных и литературных произведений. Вместе они и путешествовали по бескрайним российским просторам. Как логическое завершение тех поездок появилась целая серия картин. Она была посвящена жизни древних славян. Выставки устраивались не только в России, но и во многих крупнейших европейских городах.

В своих картинах Рерих рассматривал историю России через конкретные ситуации и определённые типажи людей. Очень часть люди в его произведениях - это некие знаки, поэтому они изображены без прописывания лиц. Зато в полотнах Рериха присутствует активная моторика, да и картины у него получают соответствующие названия: «Строят ладьи» (1903), «Собирают дань» (1907), «Задумывают одежду» (1908), «Волокут волоком» (1915). Он словно иллюстрирует книгу истории, из которой вычеркнуты личные имена.

Николай Рерих
Посетители у картины "Микула Селянинович" на выставке работ Николая Рериха, приуроченной к 140-летию со дня рождения художника, в корпусе Бенуа Русского музея. Фото: Петр Ковалев/ТАСС


Рерих много экспериментирует. Результаты некоторых художественных критиков настораживают, а порой даже шокируют. Еще бы! Добившийся умения писать с полной раскованностью и свободой художник отказывается от слишком «телесной», как ему кажется, живописи маслом. Он постепенно переходит к темпере – к её несколько своеобразной звучности цвета. Использовалась в работах и пастель. У картин появилась примечательная матовая поверхность, что отвечало поэтическим и декоративным задачам автора, выработавшего свой особый стиль. Рерих начал отдавать предпочтение ярким и звонким цветам с очень тонкими переходами оттенков.

Даже всегда критичный к искусству Рериха Александр Бенуа отметил его несомненный успех. Правда, не преминул язвительно заметить, дескать, все выставки Рериха – это продуманные «барсовые скачки». Так известный мастер дал понять, что видит в Рерихе художника, расчетливо выстраивающего путь своей славы. Действительно, Рерих тщательно отбирал произведения для демонстрации, но вряд ли к нему пришёл бы настоящий успех, если бы его работы не были самобытными и талантливыми.

Начало "индийского пути"

Весной 1913 года Рерих со своим другом-востоковедом Виктором Голубевым посетил в Париже выставку произведений восточного искусства. Голубев, к тому времени уже побывавший в Индии, поделился своими наблюдениями о том, что индийская и славянская культуры во многом схожи. Рерих, всегда сдержанный, неожиданно проявил странную взволнованность, чем сильно удивил спутника.

Прошло немного времени, и в свет вышла литературная работа художника, многое объясняющая. В рассказах Голубева и экспонатах выставки Рерих искал доказательства того, что догадки о том, что Восток колыбель европейской культуры – это не только догадки. Некоторые факты, по его мнению, подтверждали эту мысль. Именно тогда начал отчётливо формироваться интерес художника к восточной культуре. Он попытался отыскать в ней те ценности, которые казались ему утраченными русской культурой. Рерих всё больше убеждался, что специальная экспедиция на Восток могла бы дать необыкновенные результаты.

Именно в этот период художник серьёзно заинтересовался историей. Причём не только историей славянства, которое имело, по его мнению, гораздо более глубокие корни, чем принято было считать официальной наукой. Он отмечает: «Через Византию грезилась нам Индия, вот к ней мы и направляемся». Однако реализовать свою мечту он смог лишь через десять лет.

Николай Рерих
Индия. Долина Кулу. Художник, писатель и путешественник Николай Константинович Рерих с сыновьями Юрием и Святославом. Фотохроника ТАСС

Выбор сделан

Когда грянула российская революция, Николай Рерих находился в Финляндии, где лечил болезнь лёгких. Это событие планетарного масштаба внесло коррективы в планы художника - в середине 1918 года семья Рерихов отправляется в Копенгаген, где открывалась выставка картин художника. Далее путь уже «богатого славой» Николая Рериха лежал в Лондон, где также состоялась его очередная выставка. В Лондоне он знакомится с Рабиндранатом Тагором. По свидетельствам очевидцев, поэт однажды сказал художнику пророческие слова: «Ваше искусство независимо, ибо оно велико». И пригласил всю его семью в Индию.

Этим приглашением семья Рерихов воспользовалась, но не сразу. Путь в Индию лежал через США. В Нью-Йорке Николай Константинович организовал Главный институт объединенных искусств. В разных американских городах одна за другой прошли его персональные выставки. В США художник занялся оформительством - писал декорации к постановкам в Чикагском оперном театре. Многие исследователи творчества Рериха полагают, что своё учение в целом он сформировал примерно в это время, а позже лишь искал подтверждение своим мыслям, согласно которым мировая культура имеет единые корни.

Индийской философией в семье, похоже, увлеклись все. В том числе и Елена Ивановна, быстро ставшая крупным специалистом в этой области, и старший сын Юрий, получивший степень магистра индийской филологии в Сорбонне. Временно своеобразный нейтралитет по отношению к Индии держал лишь младший сын Рерихов – Святослав.

Время перемен

1923 год. Год, разделивший всю жизнь Рериха на два периода, – «до» и «после». Потому что после 1923 года была Индия. Это время наполнено для художника особым смыслом. Сбылась наконец-то его мечта, и он всё-таки приехал в эту страну – во главе экспедиции, основной задачей которой было изучение её культурно-исторического наследия. Путешествие проходило по малоизученным районам. Николай Константинович выступал одновременно в роли художника, историка и археолога, а его супруга изучала философию Востока, мифы, легенды и сказания. Сын Юрий – филолог-лингвист и эксперт по диалектам народов Азии. А вот сын Святослав был вынужден возвратиться в США, чтобы продолжить свое обучение.

Семья Рерихов исколесила огромные расстояния, преодолевая высокогорные перевалы и горные хребты, испытывая все тяготы походной жизни и рискуя получить пулю от местных разбойников, коих в те времена в Гималаях было довольно много, их опасались не только одинокие путники. После экспедиции Рерих заезжает в советскую Россию, чтобы выполнить поручение гималайских махатм и передать советскому правительству послание лидеров духовного Востока.

Окончательно "осела" у подножия Гималаев семья Рерихов в 1928 году, выбрав местом проживания высокогорную долину Кулу. Рерих много занимается творчеством - в основном пишет картины, на которые его вдохновляют гималайские пейзажи. Художник  в буквальном смысле заворожен величественными горами, их сияющими на солнце снежными вершинами, в которых он ощущал, по его признанию, космическую мощь. Магнетизм исполинов восхищал художника и одновременно успокаивал, привнося в его жизнь умиротворение и гармонию. 


Николай Рерих - археолог, путешественник, общественный деятель. 1940 год. Фото: архив ТАСС


Под влиянием Гималаев даже палитра Рериха меняется, становится богаче. Появляется больше контрастных красок - чистых, несмешанных. Художник утончённо использует нюансы одного и того же тона, в итоге добиваясь глубокого свечения многослойных наложений цвета. Но символика цвета у него своя, лишь отчасти совпадающая с традициями Востока.

Интересы Рериха не ограничились только Индией. В середине 1930-х он организует новую экспедицию в Центральную Азию – на этот раз вместе с сыном Юрием. Также он посещает Филиппины, затем Японию и в конце концов нескончаемые дороги приводят исследователя в Китай. Навязчивая идея найти на Востоке и в Азии сведения о возможном пребывании здесь Иисуса Христа в пору его жизни до тридцати лет, о которой молчат Евангелия, кажется, не дает Рериху покоя. На Тибете его волновало всё, что связано с таинственной Шамбалой.

Появляются слухи о переходе всей семьи художника в «буддийскую веру», однако это всего лишь слухи, которые к реальности не имели никакого отношения. Советское правительство смотрело на бывшего соотечественника, мягко говоря, настороженно. Лишь после Второй мировой войны мечтавший о возвращении на родину Рерих добивается того, чтобы ему всё-таки выдали соответствующие документы на посещение Родины. Он даже упаковывает картины, чтобы взять их с собой. Но опять что-то пошло не так - он так никуда и не уехал из Кулу, где 13 декабря 1947 года скоропостижно скончался. Тело художника кремировали: часть праха захоронили на горном склоне. На камне надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

Николай Рерих
Россия. Санкт-Петербург. Посетительница у картины "Лхаса" на выставке работ Николая Рериха, приуроченной к 140-летию со дня рождения художника. Фото: Петр Ковалев/ТАСС


Первая выставка Николая Рериха в СССР прошла лишь в 1958 году в Москве, но позже с его творчеством смогли познакомиться и жители других советских городов. Демонстрировались в основном те работы мастера, которые он передал по завещанию в дар своей Родине, до которой он так и не добрался в конце своего жизненного пути.

Читайте также

Обзоры

Обзоры

Новости

Новости партнёров