https://eabr.org
https://eabr.org/

Открываем Азию для России

Гималайский мечтатель

29.06.2018 Олег Мироненко 53 просмотров

Николай Рерих – российский мыслитель и художник. Своим творчеством он всю жизнь доказывал неразрывное единство мировой культуры. Его считают своим и русские, и индийцы.


Жизнь Николая Рериха была похожа на его картины – полная ярких красок, тайн, невероятных прозрений. Им восхищаются в Европе и Америке, но особенно сильно в Индии. В самых разных уголках Земли работают центры по изучению творчества этого необычно духовного человека и художника. Его художественные произведения и  литературное наследие помогают людям разных национальностей лучше понимать друг друга.

Становление

Николай Константинович Рерих родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Отец его работал юристом-нотариусом. Предки Рерихов по отцовской линии - выходцы то ли из Скандинавии, то ли из Германии. Но окончательно обрусевшие к середине XIX столетия Рерихи не придавали своему происхождению ровным счетом никакого значения. Мать будущего художника была из старинной купеческой семьи.

Восьмилетнего Колю родители определили учиться в частную гимназию, где он проявил особые способности к рисованию. После окончания начальной школы молодой человек принял решение поступать в Академию художеств. Однако неожиданно встретил резкое сопротивление отца, настоятельно потребовавшего, чтобы сын занялся юридической практикой, то есть пошёл по его стопам. Тот же всё-таки принял компромиссное решение – одновременно он поступил и в Академию художеств, и на юрфак Санкт-Петербургского университета. Произошло это в 1893 году.

Николаю Рериху повезло: его базовое образование, которое он получил в юности, оказалось очень хорошим. За годы учёбы молодой человек успевал постигать специальность, заниматься литературным творчеством под руководством знаменитого критика Владимира Стасова и писать картины. Главным наставником Рериха в Академии художеств стал знаменитый Архип Куинджи. Николай Рерих впоследствии называл его не иначе как «учителем жизни», так многому он у того научился: прежде всего перенял уникальный стиль письма мастера, также молодой художник стал отказываться от прописывания излишних подробностей в своих картинах, сохраняя лишь самые главные впечатления от натуры. Этот метод, как позже говорил сам Рерих, способствовал развитию воображения, но не выходил за рамки достоверности. Уроки мастера Рерих усвоил отлично, частично переняв у Куинджи метод светового и цветового решения в своих полотнах. Ему импонировало и мастерство мэтра в создании пространственных композиций. Впрочем, больше всего его привлекала свобода, царившая в мастерской Куинджи. Не отсюда ли пошло его увлечение творчеством Виктора Васнецова, в искусстве которого Рерих по достоинству оценил самобытность и «светлый порыв», поэтическую трактовку природы, обращение к истории, сказке и... богатырству, увиденному сквозь призму вековых народных традиций?

Николай Рерих
Россия. Санкт-Петербург. Посетительница у картины "Илья Муромец. Из сюиты "Богатырский фриз" на выставке работ Николая Рериха, приуроченной к 140-летию со дня рождения художника, в корпусе Бенуа Русского музея. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Нечаянная любовь

Говорят, что жениться нужно на той женщине, с которой легче расстаться. Потому что только с ней не расстанешься никогда. Николай Рерих всей своей жизнью опровергал и... подтверждал это умозаключение, связав свою судьбу с Еленой Шапошниковой – писаной красавицей, дочерью известного архитектора Ивана Ивановича Шапошникова. (К слову сказать, прекрасная Елена доводилась еще племянницей композитору Модесту Мусоргскому и была правнучкой полководца Михаила Кутузова.) Опровергал – потому что женился по большой любви. Подтверждал – так как прожил с ней долгую, счастливую, хотя порой полную тягостных испытаний жизнь, которую, однако, они придумали себе сами.

Тогда же, в пору их молодости, всё случилось примерно так. Елена рассказывала домочадцам, как произошло её знакомство с приглянувшимся ей молодым человеком. Однажды, летом 1899 года, она отдыхала в поместье князя Путятина в Новгородской области. Как-то девушка возвращалась с прогулки, а по пути, как она позже поведала, ей повстречался симпатичный молодой человек, которого она приняла за землемера. Затем вечером попили вместе чайку, а «землемер», как выяснилось, оказался подающим надежды художником (к тому времени выпускник Академии художеств уже написал историческую картину «Гонец», и она была приобретена известным ценителем искусств П.Третьяковым).

Оказывается, художник оказался в усадьбе по делам, связанным с раскопками курганов. Ум и красота девушки произвели на него должное впечатление. Затем знакомство молодых людей продолжилось в Петербурге, а примерно через год Николай Рерих предложил девушке выйти за него замуж. Та не отказала, хотя родственники Елены Шапошниковой категорически воспротивились свадьбе, посчитав, что её супружеская жизнь с Рерихом, который был не очень богат, станет «несносной химерой». Но молодые, вопреки всем обстоятельствам, обвенчались в церкви Академии художеств на Васильевском острове 22 октября 1901 года.

Единомышленники

Далеко не у всех супругов возникает чувство внутренней гармонии по отношении друг к другу и единство восприятия мира. У Рерихов оно было. Их интересы совпадали даже в отношении музыкальных и литературных произведений. Вместе они и путешествовали по бескрайним российским просторам. Как логическое завершение тех поездок появилась целая серия картин. Она была посвящена жизни древних славян. Выставки устраивались не только в России, но и во многих крупнейших европейских городах.

В своих картинах Рерих рассматривал историю России через конкретные ситуации и определённые типажи людей. Очень часть люди в его произведениях - это некие знаки, поэтому они изображены без прописывания лиц. Зато в полотнах Рериха присутствует активная моторика, да и картины у него получают соответствующие названия: «Строят ладьи» (1903), «Собирают дань» (1907), «Задумывают одежду» (1908), «Волокут волоком» (1915). Он словно иллюстрирует книгу истории, из которой вычеркнуты личные имена.

Николай Рерих
Посетители у картины "Микула Селянинович" на выставке работ Николая Рериха, приуроченной к 140-летию со дня рождения художника, в корпусе Бенуа Русского музея. Фото: Петр Ковалев/ТАСС


Рерих много экспериментирует. Результаты некоторых художественных критиков настораживают, а порой даже шокируют. Еще бы! Добившийся умения писать с полной раскованностью и свободой художник отказывается от слишком «телесной», как ему кажется, живописи маслом. Он постепенно переходит к темпере – к её несколько своеобразной звучности цвета. Использовалась в работах и пастель. У картин появилась примечательная матовая поверхность, что отвечало поэтическим и декоративным задачам автора, выработавшего свой особый стиль. Рерих начал отдавать предпочтение ярким и звонким цветам с очень тонкими переходами оттенков.

Даже всегда критичный к искусству Рериха Александр Бенуа отметил его несомненный успех. Правда, не преминул язвительно заметить, дескать, все выставки Рериха – это продуманные «барсовые скачки». Так известный мастер дал понять, что видит в Рерихе художника, расчетливо выстраивающего путь своей славы. Действительно, Рерих тщательно отбирал произведения для демонстрации, но вряд ли к нему пришёл бы настоящий успех, если бы его работы не были самобытными и талантливыми.

Начало "индийского пути"

Весной 1913 года Рерих со своим другом-востоковедом Виктором Голубевым посетил в Париже выставку произведений восточного искусства. Голубев, к тому времени уже побывавший в Индии, поделился своими наблюдениями о том, что индийская и славянская культуры во многом схожи. Рерих, всегда сдержанный, неожиданно проявил странную взволнованность, чем сильно удивил спутника.

Прошло немного времени, и в свет вышла литературная работа художника, многое объясняющая. В рассказах Голубева и экспонатах выставки Рерих искал доказательства того, что догадки о том, что Восток колыбель европейской культуры – это не только догадки. Некоторые факты, по его мнению, подтверждали эту мысль. Именно тогда начал отчётливо формироваться интерес художника к восточной культуре. Он попытался отыскать в ней те ценности, которые казались ему утраченными русской культурой. Рерих всё больше убеждался, что специальная экспедиция на Восток могла бы дать необыкновенные результаты.

Именно в этот период художник серьёзно заинтересовался историей. Причём не только историей славянства, которое имело, по его мнению, гораздо более глубокие корни, чем принято было считать официальной наукой. Он отмечает: «Через Византию грезилась нам Индия, вот к ней мы и направляемся». Однако реализовать свою мечту он смог лишь через десять лет.

Николай Рерих
Индия. Долина Кулу. Художник, писатель и путешественник Николай Константинович Рерих с сыновьями Юрием и Святославом. Фотохроника ТАСС

Выбор сделан

Когда грянула российская революция, Николай Рерих находился в Финляндии, где лечил болезнь лёгких. Это событие планетарного масштаба внесло коррективы в планы художника - в середине 1918 года семья Рерихов отправляется в Копенгаген, где открывалась выставка картин художника. Далее путь уже «богатого славой» Николая Рериха лежал в Лондон, где также состоялась его очередная выставка. В Лондоне он знакомится с Рабиндранатом Тагором. По свидетельствам очевидцев, поэт однажды сказал художнику пророческие слова: «Ваше искусство независимо, ибо оно велико». И пригласил всю его семью в Индию.

Этим приглашением семья Рерихов воспользовалась, но не сразу. Путь в Индию лежал через США. В Нью-Йорке Николай Константинович организовал Главный институт объединенных искусств. В разных американских городах одна за другой прошли его персональные выставки. В США художник занялся оформительством - писал декорации к постановкам в Чикагском оперном театре. Многие исследователи творчества Рериха полагают, что своё учение в целом он сформировал примерно в это время, а позже лишь искал подтверждение своим мыслям, согласно которым мировая культура имеет единые корни.

Индийской философией в семье, похоже, увлеклись все. В том числе и Елена Ивановна, быстро ставшая крупным специалистом в этой области, и старший сын Юрий, получивший степень магистра индийской филологии в Сорбонне. Временно своеобразный нейтралитет по отношению к Индии держал лишь младший сын Рерихов – Святослав.

Время перемен

1923 год. Год, разделивший всю жизнь Рериха на два периода, – «до» и «после». Потому что после 1923 года была Индия. Это время наполнено для художника особым смыслом. Сбылась наконец-то его мечта, и он всё-таки приехал в эту страну – во главе экспедиции, основной задачей которой было изучение её культурно-исторического наследия. Путешествие проходило по малоизученным районам. Николай Константинович выступал одновременно в роли художника, историка и археолога, а его супруга изучала философию Востока, мифы, легенды и сказания. Сын Юрий – филолог-лингвист и эксперт по диалектам народов Азии. А вот сын Святослав был вынужден возвратиться в США, чтобы продолжить свое обучение.

Семья Рерихов исколесила огромные расстояния, преодолевая высокогорные перевалы и горные хребты, испытывая все тяготы походной жизни и рискуя получить пулю от местных разбойников, коих в те времена в Гималаях было довольно много, их опасались не только одинокие путники. После экспедиции Рерих заезжает в советскую Россию, чтобы выполнить поручение гималайских махатм и передать советскому правительству послание лидеров духовного Востока.

Окончательно "осела" у подножия Гималаев семья Рерихов в 1928 году, выбрав местом проживания высокогорную долину Кулу. Рерих много занимается творчеством - в основном пишет картины, на которые его вдохновляют гималайские пейзажи. Художник  в буквальном смысле заворожен величественными горами, их сияющими на солнце снежными вершинами, в которых он ощущал, по его признанию, космическую мощь. Магнетизм исполинов восхищал художника и одновременно успокаивал, привнося в его жизнь умиротворение и гармонию. 


Николай Рерих - археолог, путешественник, общественный деятель. 1940 год. Фото: архив ТАСС


Под влиянием Гималаев даже палитра Рериха меняется, становится богаче. Появляется больше контрастных красок - чистых, несмешанных. Художник утончённо использует нюансы одного и того же тона, в итоге добиваясь глубокого свечения многослойных наложений цвета. Но символика цвета у него своя, лишь отчасти совпадающая с традициями Востока.

Интересы Рериха не ограничились только Индией. В середине 1930-х он организует новую экспедицию в Центральную Азию – на этот раз вместе с сыном Юрием. Также он посещает Филиппины, затем Японию и в конце концов нескончаемые дороги приводят исследователя в Китай. Навязчивая идея найти на Востоке и в Азии сведения о возможном пребывании здесь Иисуса Христа в пору его жизни до тридцати лет, о которой молчат Евангелия, кажется, не дает Рериху покоя. На Тибете его волновало всё, что связано с таинственной Шамбалой.

Появляются слухи о переходе всей семьи художника в «буддийскую веру», однако это всего лишь слухи, которые к реальности не имели никакого отношения. Советское правительство смотрело на бывшего соотечественника, мягко говоря, настороженно. Лишь после Второй мировой войны мечтавший о возвращении на родину Рерих добивается того, чтобы ему всё-таки выдали соответствующие документы на посещение Родины. Он даже упаковывает картины, чтобы взять их с собой. Но опять что-то пошло не так - он так никуда и не уехал из Кулу, где 13 декабря 1947 года скоропостижно скончался. Тело художника кремировали: часть праха захоронили на горном склоне. На камне надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

Николай Рерих
Россия. Санкт-Петербург. Посетительница у картины "Лхаса" на выставке работ Николая Рериха, приуроченной к 140-летию со дня рождения художника. Фото: Петр Ковалев/ТАСС


Первая выставка Николая Рериха в СССР прошла лишь в 1958 году в Москве, но позже с его творчеством смогли познакомиться и жители других советских городов. Демонстрировались в основном те работы мастера, которые он передал по завещанию в дар своей Родине, до которой он так и не добрался в конце своего жизненного пути.

Читайте также

Обзоры

Обзоры

Новости

Новости партнёров