https://eabr.org
https://eabr.org

Открываем Азию для России

Дорогами Великого шёлкового пути

18.05.2018 Олег Волгин 283 просмотров

По караванным тропам Великого шёлкового пути столетиями шли торговцы, дипломаты, воины, беженцы, искатели приключений и откровенные проходимцы. Теперь по этому пути возят туристов со всего мира.


Великий шёлковый путь протянулся от одного океана до другого - от берегов Атлантического до берегов Тихого. Он пересекал весь азиатский континент и соединял средиземноморские страны с Дальним Востоком. Эта система дорог стала и культурным, и экономическим мостом, который соединил Запад и Восток.

Дороги, дороги... Они объединили судьбы, культуры, цивилизации... Появлялись, расцветали и рушились государства... Имя того, кто первым прошёлся по караванным тропам Великого шёлкового пути, протяженность которого составила свыше 12 тыс. километров, история умалчивает. Если нанести эту дорогу на современную географическую карту, то получится, что она проходила по территории более десяти современных государств...

Практически никто из торговцев не проходил всю дорогу от начала до конца: обычно товары обменивались по пути, а торговцы возвращались обратно на родину, чтобы снова через какое-то время отправиться в большое торговое путешествие, которое сулило как большую выгоду, так и немалые приключения, связанные с риском для жизни. Постепенно они проникали всё дальше и дальше - на те территории, где прежде не бывали, «сея» в этих местах семена той культуры, которую они представляли. И так по кругу...

Сегодня довольно модным и прибыльным направлением в туризме многих азиатских стран становится организация путешествий по наиболее известной дороге в истории человечества, которая связала некогда основные культурно-хозяйственные регионы Евразии - Китай, Центральную Азию, Индию, Средний и Ближний Восток, страны средиземноморья и Европу. Однако привычное нам название появилось не так уж и давно, в 1870 году, благодаря немецкому географу Фердинанду Рихтгофену. Но сам путь, понятное дело, куда древнее.


Таджикистан. Памир. Древняя крепость в горах
Таджикистан. Памир. Развалины древней крепости "Дараи-Санг", некогда охранявшей от набегов кочевников южную ветвь Великого шёлкового пути. На головокружительной высоте расположены несколько древних крепостей. Огромный интерес у исследователей к местонахождению петроглифов (наскальных рисунков и надписей). Тысячи изображений животных, батальных и бытовых сцен, выбитых на здешних скалах, уже давно вошли во все мировые каталоги. О передвижении в этой местности разных народов свидетельствуют изображения арийской свастики, буддийских пагод и христианских крестов. Фото: Сергей Жуков/ТАСС


Условно говоря, начинался Великий шёлковый путь от города Ланьчжоу, который расположен на перекрестке множества дорог, разбегающихся оттуда по всем центральным провинциям Китая. Путь пролегает между озером Кукунор и западной частью Великой китайской стены. Не доходя озера Лобнор на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, он раздваивается. Одна ветвь проходит через китайский Турфан, юго-восток Казахстана, огибает с севера киргизское озеро Иссык-Куль, возвращается обратно в Казахстан в районе Джамбула, затем поворачивает на юг. Другая – забирает к югу от Лобнора, через пустыню Такла-Макан выводит к городу Хотан, потом к Кашгару, переваливает через отроги Тянь-Шаня, пересекает юг Киргизии и в узбекском Самарканде встречается с первой ветвью. Далее Шёлковый путь идёт по территории Туркмении и Ирана, огибает Каспийское море, проходит через Ирак и заканчивается в сирийском Дамаске. Многочисленные дороги поменьше вели отсюда в Египет, Аравию, Турцию, Восточную Европу.

От Амуля до Хивы

Мы же начнём наше путешествие в Туркмении. Проехать по всему Великому шёлковому пути – долго, дорого и сложно. Поэтому пока ограничимся его центральной, самой протяжённой частью.

В древности на территории нынешнего Туркменистана господствовало большое и могучее Парфянское царство. На берегу великой Амударьи стоял город Амуль, богатый многоликими кварталами и шумными базарами. Его внушительные развалины до сих пор возвышаются недалеко от нынешнего центра Лебапского велаята Туркмении, Чарджоу. Рядом с древними руинами – маленький поселок, живущий в основном за счёт туристов. Вот, размякший на палящем солнце торговец, лениво отгоняя мух, предлагает купить национальные сувениры местной выделки и плоды тайных раскопок местных «археологов».

«Туркменский путь» не такой уж и долгий, а вот уже и узбекский Ургенч. Важнейшая составляющая дохода современных туристических агентств Узбекистана – экскурсионный отдых для туристов. В последние годы этот бизнес процветает и, кроме всего прочего, приносит существенный доход казне. Туроператоры составили несколько стандартных маршрутов «по следам Великого шёлкового пути», по которым ежедневно возят зарубежных туристов, которые добираются в эту страну.

Современный Ургенч — это областной центр с населением в полмиллиона человек, автомобильными пробками и практически несмолкающим уличным шумом, большинство зданий – советской постройки, исторические достопримечательности надо ещё поискать. Куда интереснее Хива, стоящая в 24 км от Ургенча, недалеко от границы с Туркменией.

Хива. Мавзолей
 Мавзолей Пахлаван-Махмуда в Хиве. Фото: К. Атаев/ТАСС


Хива – яркое напоминание о Великом шёлковом пути. Когда-то этот город был столицей известного Хивинского ханства, в нём сохранилось множество старинных памятников истории и архитектуры. Гиды из местного турбюро с удовольствием представляют медресе Мухаммед-Амин Хана, построенную в середине позапрошлого века, а также крепость XVIII века Куня-Арк и мавзолей Пахлаван Махмуда. Вот где восточное великолепие былых времён проявляется во всей своей красе: мечеть Джума, Сарай-базар, Караван-сарай производят должное впечатление. Но впереди древняя Бухара.

От Бухары до Самарканда

В стародавние времена Бухара была одной из главных опорных точек на Великом шёлковом пути. Свидетельство её важности и значимости – 140 городских мечетей, сохранившихся до наших дней. Самые известные достопримечательности - мавзолей Исмаила Самани (IX-X века н. э.), мечеть Боло-Хауз, минарет Калян, дворец Ситораи-Мохи-Хоса, который был резиденцией последнего эмира Бухары.

Из Бухары - в Самарканд. Самаркандцы почему-то считают свой город «самым загадочным» в Узбекистане. Раньше Самараканд, один из древнейших городов на территории Узбекистана, основанный ещё в V веке до н. э., назывался Мараканда. Великий завоеватель Тамерлан сделал Мараканду столицей своей необъятной империи. Самые запоминающиеся исторические памятники – соборная мечеть Биби-Ханум и знаменитая обсерватория Улугбека XV века. Можно также совершить небольшую экскурсию по другим достопримечательностям, разрекламированным в буклетах: Регистану, ансамблю Шахи-Зинда, усыпальнице Тимура, мавзолею Гури-Амир и древнему городищу Афросиаб, который, впрочем, ничем не отличался от всех других развалин, которые встречаются по маршруту Шёлкового пути.

Узбекистан. Самарканд
 Узбекистан. Самарканд. Фрагмент медресе Шир-Дор. Фото: Владимир Занько, Виктор Садчиков/ТАСС


Вечерняя прогулка по Самарканду приносит массу впечатлений. Город очень светлый - кругом разноцветная иллюминация. Лазурная мозаика, которой украшены стены всех исторических строений, при таком освещении создаёт иллюзию голубого полуденного неба.

От Ташкента до Джамбула

«Узбекский маршрут» заканчивается в Ташкенте. Этот город расположен в долине реки Чирик, его здесь называют не иначе как «каменный город». Он был основан более 2000 лет назад. Нынешний Ташкенте буквально впитал в себя различные архитектурные стили: седая старина соседствует с современными постройками. Вокруг — великое множество садов, парков и фонтанов, которые в буквальном смысле источают энергию свежести. Если нет времени на основательную экскурсию, то за несколько часов можно всё же успеть познакомиться с несколькими историческими памятниками - например, медресе Барак-Хана и медресе Кукельдаш. Это постройки XVI века.

Казахстан. Тараз. Парк каменных скульптур
Казахстан. Парк каменных изваяний. Через город Тараз, ныне носящий имя казахского акына Жамбыла Жабаева, проходил Великий шелковый путь. Рукописи Краеведческого музея говорят о богатом событиями прошлом этого края. Один только парк каменных изваяний, собранных со всех уголков Жамбылской области, состоит из пятидесяти скульптур (датируются VI - IХ веками). Фото: Валерий Сутулов/ТАСС


Вот и позади гостеприимный Узбекистан, дальше дорога ведёт в Киргизию, однако можно сделать небольшой крюк, чтобы посетить Джамбул - самый известный из казахских городов, расположенных на Великом шёлковом пути. Джамбул стоит на берегу реки Талас, на крайнем юге страны, и путь туда из Ташкента занимает не слишком много времени. Из путеводителя по местным достопримечательностям выясняется, что город возник в V веке и ранее носил название Тараз. Позднее он был разрушен ордой Чингисхана, а воскрес уже как Джамбул. Сегодня археологи откапывают в его окрестностях многочисленные останки древних поселений, развалины старых крепостей, замков и мавзолеев. Наиболее интересные находки выставлены в экспозиции местного музея, открытого для путешественников.

Из того же путеводителя выясняется, что местные торговцы предлагают путешественникам приобрести образцы примерно тех же товаров, которые производились в древности в самых разных частях континента, что, собственно, и подтверждает факт прохождения исторической торговой магистрали по югу современного Казахстана. Однако сомнений в том, что северная ветвь Великого шёлкового пути когда-то лежала именно в этих местах, и так нет, поскольку места археологических раскопок сразу вызывают ассоциации с голливудскими фильмами «про Египет и мумии».

Вокруг Иссык-Куля

Из Казахстана Великий шёлковый путь ведёт в Китай через Киргизию по берегу озера Иссык-Куль. Торговцы ещё во II-I веках до н.э. упоминают о существовании города Чигу, столице народов Прииссыккулья. Вплоть до XIII века города в этом регионе постоянно росли и богатели. Закат их начался с набегами полчищ Чингисхана. В XIV-XV веках дело довершило озеро – к XVI веку оно полностью затопило все прибрежные города. Учёные выяснили, что в XI–XIV веках Иссык-Куль имел глубину поменьше, чем теперь — метров этак на 6–7.

В перечне экскурсий по стране, которые предлагаются туристу, посещение знаменитого озера занимает особое, почётное место. В Киргизии нашли довольно много старинных поселений, которые сегодня сокрыты под водной гладью. Немало исторических и культурных ценностей, например, сакско-усуньского периода и раннего Средневековья - керамика, металлические изделия, монеты — подняты на поверхность, но другие, по всей видимости, всё ещё ждут своего часа. Очертания некоторых зданий и развалин под водой иногда удаётся разглядеть с борта туристического теплохода. Теперь в этих древних развалинах живут рыбы. Кстати, останки сохранившихся под водой старинных городов могут наблюдать и любители подводного плавания — дайверское снаряжение выдаётся напрокат.


Киргизия. Воды озера Иссык-Куль до сих пор хранят много тайн. Фото: ТАСС


Вечерами местные жители в прибрежных барах развлекают заезжих иностранцев многочисленными легендами. Для коренного населения этих мест Иссык-Куль - озеро особое, его уже многие века связывают с мистическими историями. Пока в конце XIX века здесь не появились русские переселенцы, местные жители не рисковали ни купаться, ни рыбачить на озере. Испокон веков из уст в уста передавались рассказы о событиях, происходивших на берегу озера — большинство из них, разумеется, обросли всевозможными небылицами и вымыслами. О чём они? Да о драконах, ушедших под воду городах и золоте, разумеется. Поэтому Иссык-Куль притягивает к себе многих романтиков и кладоискателей. Экскурсоводы местного археологического музея вполне серьёзно заявляют, что в районе озера спрятаны сотни больших и кладов поменьше.

Такла-Макан. Финал

Вот он - Китай. Некоторые любители острых ощущений преодолевают часть этого маршрута на верблюдах по пустыне Такла-Макан. Именно по ней проходила южная ветвь Великого шёлкового пути.

Верблюд
Для неподготовленного человека долгая езда на верблюде - сущее мучение. Фото: Ou Dongqu/ТАСС


Ехать на верблюде тяжело, многие туристы, помучив некоторое время своё тело между горбами животного, предпочитают слезать со спин «кораблей пустыни» и топать дальше пешком — пока в обувь не забьётся столько песка, что идти дальше становится просто невыносимо.

В итоге, когда добираешься до Хотана, то продолжать путешествие по Китаю уже не остаётся сил. Но по приезде домой, непременно возникает ощущение какой-то незавершённости процесса — и желание в следующий раз продолжить свой Великий шёлковый путь, чтобы проникнуть в Китай поглубже. А пока пусть готовят тёплый приём...

Читайте также

Обзоры

Обзоры

Обзоры

Обзоры

Новости

Новости партнёров