Opening Asia for Russia

21.03.2018 120 просмотров

Chingiz Aitmatov's contribution not only to Kyrgyz, but also to world literature is invaluable. This name became symbolic for its era and, undoubtedly, entered the history of world literature. “And the day lasts longer than a century ...”, “My poplar in a red scarf”, “Early cranes” ... - this is not a complete list of the master's masterpieces, imbued with the lyrics of love, friendship, devotion ... Many of the works of Chingiz Aitmatov were filmed by the film studio " Kyrgyzfilm. Some films based on his work were shown at international festivals in Berlin and Venice.


Chingiz Aitmatov is a laureate of numerous state awards and prizes, he was awarded the titles of People's Writer of the Kirghiz SSR and People's Writer of Kazakhstan. The author was bilingual, that is, he wrote in Russian and Kyrgyz. In most cases, he independently translated his works into Russian in order to reflect the features of his literary style as accurately as possible. This man became a significant figure in the Kyrgyz literature of the Soviet and post-Soviet periods. His work is unique and varied. There is a place for fairy tales and legends in it, his novels tell about the global problems of our time, and these are also touching stories about love. Each line can be parsed into quotes that will never be forgotten.

The heroes of Aitmatov's works enchant with their inner beauty. They are sensitive and childishly naive, and their hearts are capable of true love. The boy Nurgazy from the story "The White Steamboat" dreamed of turning into a fish and sailing away to his father, whom he had never seen, and Jamila left her husband and native village for the sake of her lover ... People of a difficult fate fill Aitmatov's works with deep drama. 

Not every writer takes the fate and experiences of people close to him so close to his heart - compatriots, brothers and sisters. Aitmatov, on the other hand, drew inspiration precisely from the environment in which he lived and communicated. He wrote about the people and for the people, which is why Aitmatov's work is close and understandable to many. The lines of his books can touch the heart of any person - from a lonely romantic to an elderly person who has lived a long life. In the writer's work, each reader finds something useful for himself, he can laugh and cry, but he will never leave the book in the middle of reading.

Historians traditionally divide the creative path of a great writer into two periods: the first is works created by him within the framework of Soviet socialist realism; the second is late prose, mostly written abroad.

Aitmatov's early prose is lyrical, full of romance, feelings and dreams. It was during this period of his work that the author creates the most significant works that are loved by readers of all ages. They do not contain the pathos of global problems, deep reflections on the world order and the frailty of being. 

The heroes of early Aitmatov, inspired by life, want to love, take from life everything that can be taken, they are romantic dreamers. Many of them are childishly naive - it is in this inner purity of the heroes that the literary phenomenon of Aitmatov lies, who managed to create a fundamentally new type of hero of his time and his people. “And no matter what awaits us in the world, the truth will remain forever, while people are born and die ...” - this quote from the novel “The White Steamboat” can be considered the motto of the writer, the focus of his life values. Searching for the truth and telling it to people was the main goal of Aitmatov, through whom many of his heroes spoke.

Creativity matures with the writer. This axiom characterizes Aitmatov's literary heritage in the best possible way. The last work published in the USSR was his novel The Scaffold (1986). 

After the collapse of the USSR, Chingiz Aitmatov left his native country for a long time, becoming Kyrgyzstan's ambassador to the Benelux countries - Belgium, Luxembourg and the Netherlands. Here opens a new page in his creative biography. Aitmatov rethinks his life path and creates his most controversial work, which goes beyond his traditional style. The novel "The Brand of Cassandra" stands apart among all his works. Many will not see in him the former Aitmatov, who was close and understandable to everyone. This is a confession novel, a revelation novel, in which there are notes of dystopia. Perhaps the separation from his native land helped the writer to create something fundamentally new, to rethink his approach to literature and life in general. However, while reading the novel Casasandra's Brand, dedicated to the problem of creating an artificial person, one involuntarily begins to yearn for the former Aitmatov with his touching stories about love, where there is a place for legends and myths. Abroad, the writer creates several more works of a small genre, they were published in German. In them, Aitmatov appears as a completely different writer, his creative world is reborn.

In 2006, together with a like-minded person Farhod Ustadzhalilov (Aitmatov's assistant for humanitarian work in the Russian Federation), the writer founded his own charitable foundation "Dialogue Without Borders". Within its framework, the World Without Borders project was developed, as well as a program for the development and support of the Russian language in the countries of the former USSR.

Chingiz Aitmatov died on June 10, 2008 in a hospital in the German city of Nuremberg, where he was being treated. In recent years, he has been very ill. The writer was buried in the Ata-Beyit historical-memorial complex. This place is still very popular among residents of the republic and tourists. Here is a monument symbolizing the historical path of the Kyrgyz people. The necropolis became the last refuge and burial place for many figures of the Kyrgyz intelligentsia who became victims of repression. The ashes of Chingiz Aitmatov's father, Torekul, rest in a mass grave on a hillside.

Aitmatov
The burial place of Chingiz Aitmatov in the Ata-Beyit memorial complex.


There are always many flowers at the writer's burial place. People often come here to honor the memory of the idol of millions of readers. Some of them just sit in silence and think thoughtfully about something.

The Monument depicting the history of the development of the Kyrgyz people deserves special attention. It was installed relatively recently, in 2016. In a metaphorical and allegorical form, this monument reflects the key events in the history of Kyrgyzstan. Horseshoes hung on ropes symbolize the nomadic way of life - they are a kind of symbol of nomads. In general, the whole sculptural group looks like mythical steps that you can climb to the sky.

Aitmatov
The monument symbolizes the history of the development of the Kyrgyz people. Memorial complex "Ata-Beyit".


When examining the monument, you can hear the Kyrgyz national music, it sounds constantly, creating a special atmosphere of calm.

The Ata-Beyit memorial complex is located near Bishkek, the capital of the Kyrgyz Republic. A picturesque view of the nearby villages and gently sloping hills opens up from here.

At the very end of the life of the great writer, the question of awarding him the Nobel Prize in Literature was raised. The initiative came from the scientific community of Turkey, in which Aitmatov is considered the largest Turkic-speaking writer of our time. Unfortunately, the issue of granting this high award has not been resolved.

The works of Chingiz Aitmatov are included in the school literature curriculum not only in schools in Kyrgyzstan, they are actively studied in Russian educational institutions. The younger generation especially loves the stories The White Steamboat and The Early Cranes. These works show the difficult path of a person growing up, his dreams and deeds - sometimes heroic and desperate.

Chingiz Aitmatov is a recognized genius who managed to take his work beyond the limits of national literature, to make it a world heritage. His work does not lose its relevance even today, helping people to see themselves on the pages of books, look at the world through the eyes of a hero and pronounce the wonderful word "love" in their own voice.
Subscribe:

News

Economy and business

Science and education

Partner news

Открываем Азию для России

21.03.2018 Борис Силаев 124 просмотров

Чингиз Айтматов: талант мирового масштаба

Вклад Чингиза Айтматова не только в киргизскую, но и в мировую литературу бесценен. Это имя стало знаковым для своей эпохи и, несомненно, вошло в историю мировой литературы. «И дольше века длится день…», «Тополек мой в красной косынке», «Ранние журавли»… - это далеко не полный список шедевров мэтра, пронизанных лирикой любви, дружбы, преданности... Многие из произведений Чингиза Айтматова были экранизированы киностудией «Киргизфильм». Некоторые фильмы, снятые по мотивам его творчества, демонстрировались на международных фестивалях в Берлине и Венеции.


Чингиз Айтматов - лауреат многочисленных государственных наград и премий, удостоен титулов народный писатель Киргизской ССР и народный писатель Казахстана. Автор был билингвом, то есть писал на русском и киргизском языках. В большинстве случаев он самостоятельно переводил свои произведения на русский язык, чтобы максимально точно отразить особенности своего литературного стиля. Этот человек стал значительной фигурой в киргизской литературе советского и постсоветского периодов. Его творчество неповторимо и многообразно. В нем есть место сказкам и легендам, его романы повествуют о глобальных проблемах современности, а также это трогательные повести о любви. Каждую строку можно разбирать на цитаты, которые не забудутся никогда.

Герои произведений Айтматова очаровывают своей внутренней красотой. Они чувствительны и по-детски наивны, а их сердца способны на настоящую любовь. Мальчик Нургазы из повести «Белый пароход» мечтал превратиться в рыбу и уплыть к своему отцу, которого никогда не видел, а Джамиля бросила мужа и родное селение ради своего возлюбленного… Люди нелегкой судьбы наполняют произведения Айтматова глубоким драматизмом. 

Не каждый писатель так близко к сердцу принимает судьбу и переживания близких ему людей - соотечественников, братьев и сестер. Айтматов же черпал вдохновение именно в той среде, в которой жил и общался. Он писал о народе и для народа, именно поэтому творчество Айтматова близко и понятно многим. Строки его книг способны тронуть сердце любого человека - от одинокого романтика до пожилого человека, прожившего долгую жизнь. В творчестве писателя каждый читатель находит что-то для себя полезное, он может смеяться и плакать, но никогда не бросит книгу в середине прочтения.

Традиционно творческий путь великого писателя историки делят на два периода: первый - это произведения, созданные им в рамках советского соцреализма; второй - поздняя проза, преимущественно созданная за рубежом.

Ранняя проза Айтматова лирична, в ней много романтики, чувств и мечтаний. Именно в этот период своего творчества автор создает наиболее значительные произведения, полюбившиеся читателям всех возрастов. В них нет пафоса глобальных проблем, глубоких размышлений о мироустройстве и бренности бытия. 

Герои раннего Айтматова, окрыленные жизнью, хотят любить, брать от жизни все, что можно взять, они романтики-мечтатели. Многие из них по-детски наивны - именно в этой внутренней чистоте героев и заключен литературный феномен Айтматова, который сумел создать принципиально новый тип героя своего времени и своего народа. «И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди...» - эту цитату из романа «Белый пароход» можно считать девизом писателя, средоточием его жизненных ценностей. Искать правду и говорить ее людям было главной целью Айтматова, устами которого говорили многие его герои.

Творчество взрослеет вместе с писателем. Эта аксиома как нельзя лучше характеризует литературное наследие Айтматова. Последним произведением, опубликованным в СССР, стал его роман «Плаха» (1986). 

После развала СССР Чингиз Айтматов надолго уезжает из родной страны, становится послом Киргизии в странах Бенилюкса – Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Здесь открывается новая страница в его творческой биографии. Айтматов переосмысливает свой жизненный путь и создает самое противоречивое свое произведение, выходящее за рамки его традиционного стиля. Роман «Тавро Кассандры» стоит особняком среди всех его произведений. Многие не увидят в нем прежнего Айтматова, который был всем близок и понятен. Это роман-исповедь, роман-откровение, в котором присутствуют нотки антиутопии. Возможно, разлука с родной землей помогла писателю создать что-то принципиально новое, переосмыслить свой подход к литературе и к жизни в целом. Однако, читая роман «Тавро Касасандры», посвященный проблеме создания искусственного человека, невольно начинаешь тосковать по прежнему Айтматову с его трогательными повестями о любви, где есть место легендам и мифам. За границей писатель создает еще несколько произведений малого жанра, они были изданы на немецком языке. В них Айтматов предстает совсем другим писателем, его творческий мир перерождается.

В 2006 году вместе с единомышленником Фарходом Устаджалиловым (помощник Айтматова по гуманитарной работе в РФ) писатель основал собственный благотворительный фонд «Диалог без границ». В его рамках был разработан проект «Мир без границ», а также программа развития и поддержки русского языка в странах бывшего СССР.

Чингиз Айтматов скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберга, где находился на лечении. В последние годы он сильно болел. Похоронили писателя в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит». Это место и сегодня пользуется огромной популярностью у жителей республики и туристов. Здесь расположен монумент, символизирующий исторический путь киргизского народа. Некрополь стал последним пристанищем и местом захоронения многих деятелей киргизской интеллигенции, которые стали жертвами репрессий. Прах отца Чингиза Айтматова, Торекула, покоится в братской могиле на склоне холма.

Айтматов
Место захоронения Чингиза Айтматова в мемориальном комплексе «Ата-Бейит».


На месте захоронения писателя всегда много цветов. Сюда часто приходят люди, чтобы почтить память кумира миллионов читателей. Некоторые просто сидят в тишине и задумчиво размышляют о чем-то.

Особого внимания заслуживает Монумент, изображающий историю развития киргизского народа. Его установили относительно недавно, в 2016 году. В метафоричной и иносказательной форме этот памятник отражает ключевые события истории Киргизии. Подковы, подвешенные на тросах, символизируют кочевой образ жизни - они своеобразный символ кочевников. В целом вся скульптурная группа похожа на мифические ступени, по которым можно подняться к небу.

Айтматов
Монумент символизирует историю развития киргизского народа. Мемориальный комплекс «Ата-Бейит».


При осмотре монумента можно услышать киргизскую национальную музыку, она звучит постоянно, создавая особую атмосферу спокойствия.

Мемориальный комплекс «Ата-Бейит» находится вблизи Бишкека – столицы Киргизской Республики. Отсюда открывается живописный вид на близлежащие села и пологие холмы.

В самом конце жизненного пути великого писателя поднимался вопрос о присуждении ему Нобелевской премии по литературе. Инициатива исходила от научного сообщества Турции, в котором Айтматов считается крупнейшим тюркоязычным писателем современности. К сожалению, вопрос о предоставлении этой высокой награды так и не был решен.

Произведения Чингиза Айтматова включены в школьную программу по литературе не только в школах Киргизии, они активно изучаются в российских общеобразовательных учреждениях. Подрастающее поколение особенно любит повести «Белый пароход» и «Ранние журавли». В этих произведениях показан непростой путь взросления человека, его мечты и поступки - порой героические и отчаянные.

Чингиз Айтматов - признанный гений, сумевший вывести свое творчество за рамки национальной литературы, сделать его мировым достоянием. Его творчество не теряет актуальность и в наши дни, помогаея людям увидеть себя самих на страницах книг, смотреть на мир глазами героя и произносить замечательное слово « любовь» своим собственным голосом.

Читайте также

Обзоры

05.03.2018 309

Ночная Доха

Обзоры

Новости

Экономика и бизнес

Новости партнёров