https://eabr.org
https://eabr.org/

Открываем Азию для России

Бразильское джиу-джитсу родилось в Японии

09.08.2018 Олег Мироненко 80 просмотров

Японское боевое искусство под названием дзю-дзюцу сформировалось в стройную систему в XVI веке. Из неё позже вышли сразу несколько видов единоборств – в том числе дзюдо и бразильская борьба джиу-джитсу.


Правда, и дзю-дзюцу возникло, разумеется, не на пустом месте. Этот вид единоборств впитал в себя многие приёмы ёрои кумиути – древнего искусства «рукопашного боя в доспехах», которое существовало с незапамятных времён и достигло наивысшего расцвета в XI-XV веках в среде самураев.

Существует красивая легенда, согласно которой секреты новой борьбы под названием дзю-дзюцу рассказал одному из искусных мастеров ёрои кумиути  - самураю Такэноути - пришедший к нему во сне отшельник. Монах из сновидения поведал секреты захвата соперника с помощью различных болевых приёмов. А также убедительно продемонстрировал преимущества лёгких доспехов и лёгкого вооружения. По всей вероятности, неспроста приснилось Такэноути такое. Появившееся к тому времени огнестрельное оружие с лёгкостью пробивало тяжёлые панцири самураев и делало их обременительным грузом, который попросту мешал гордым японским аристократам достойно сражаться и лишал их подвижности.

Япония, самураи
В Японии существовали сотни различных школ дзю-дзюцу, которые яростно соперничали между собой. Фото: Фото militaryarms.ru


Пробудившись наутро, мастер Такэноути решил основать школу нового воинского искусства, названную впоследствии Такэноути-рю. Случилось это примечательное событие в 1532 году. Эта школа, кстати, действует и в наши дни. С другой стороны, дзю-дзюцу, или явара (и то, и другое означает «искусство мягкости») упоминается в гораздо более ранних письменных источниках. Например, в «Повести о ныне уже минувшем», датируемой XI веком. Кроме того, в современном искусстве дзю-дзюцу чувствуется очевидное влияние китайских и корейских единоборств, таких как ушу и шубаку.

Так или иначе, но в XVI-XVII веках в Японии существовали сотни различных школ дзю-дзюцу. Они яростно соперничали между собой, доказывая превосходство своего стиля над другими. В арсенале тогдашних мастеров дзю-дзюцу было великое множество приёмов, с помощью которых безоружный человек мог противостоять вооружённому сопернику – бросков, удушающих захватов, рубящих и тычковых ударов. Чрезвычайно популярно было в этих школах и обучение технике комбинированного рукопашного боя – и с оружием, и без оного. Самыми, пожалуй, знаменитыми школами были Дайто и Кито.

Япония
Бойцы дзю-дзюцу виртуозно владели не только мечами, но и подручным оружием – палками, дубинками, ножами и даже простой верёвкой. Фото: wallhere.com


В чём же преимущество «искусства мягкости» перед другими видами единоборств? Это универсальная система, которая сочетает в себе различные приёмы и удары, броски и работу с оружием. Суть в том, что мастер, владеющий в совершенстве техникой дзю-дзюцу, легко одолевает физически более мощного соперника и при этом не тратит собственные силы. Мягкостью, податливостью и изворотливостью он постепенно изматывает противника, отвлекает и дезориентирует его, словно поддаваясь, а затем наносит вроде бы слабый, но очень точный удар в уязвимое место или применяет удушающий приём. Чрезвычайно искусны бойцы дзю-дзюцу были и в неожиданных для врага бросках, кроме того, они виртуозно владели подручным оружием – палками, дубинками, ножами и даже простой верёвкой. Впрочем, боевое дзю-дзюцу – само по себе страшное оружие. Сломать сустав или позвоночник, провести смертоносный приём, одному вывести из строя сразу нескольких противников – всем этим в совершенстве владели многие японские самураи, годами обучавшиеся технике дзю-дзюцу.  

Дзю-дзюцу сочетает в себе эффективные приёмы ближнего и дальнего боя, истинные мастера дзю-дзюцу одинаково эффективно действуют как стоя, так и в сидячем либо лежачем положении.

Долгое время развитие дзю-дзюцу шло по замкнутой клановой системе. В ходе усмирения крестьянских восстаний на Окинаве, самураи с ужасом обнаружили, что их искусство неэффективно против ударной техники, применяемой местным населением. И начали интенсивно обогащать технику дзю-дзюцу новыми приёмами.

Классическое дзю-дзюцу было чрезвычайно популярно в Японии вплоть до XX века, а затем сдало свои позиции, уступив хорошо всем сегодня знакомым единоборствам – таким, например, как айкидо и дзюдо. Они стали преемниками дзю-дзюцу, так как лучше вписывались в современные реалии. Тем не менее, классическое «искусство мягкости» живо и поныне. Успешно действует, например, в Японии, а также в США и Австралии школа Хакко. Мастера Хакко активно пользуются в схватках болевыми захватами, удушающими приёмами и системой очень эффективных точечных ударов. Кстати, создатель айкидо Уэсиба Морихэй тоже был учеником этой школы и взял оттуда множество приёмов, бросков и ударов. Главное отличие техники Хакко от айкидо в том, что движения строятся по прямой, в одной плоскости с местоположением соперника, тогда как в айкидо все основано на перемещениях в воображаемой сфере, центром которой является сам боец.

Япония, дзю-дзюцу
Техника дзюдо во многом заимствована из дзю-дзюцу. Фото: yandex.ru


«Кровным родственником» дзю-дзюцу является чрезвычайно распространённая сегодня не только в Японии, но и во всем мире борьба дзюдо. Это очень молодой вид единоборства, который родился в конце XIX века. Основатель дзюдо Кано Дзигоро и не скрывал, что в основе созданной им новой техники лежат старые, усовершенствованные им самим принципы дзю-дзюцу. Кано считал, что главное в дзю-дзюцу – это умение максимально эффективно использовать энергию, как психическую, так и физическую. По его собственным словам, он отбросил всё лишнее из техники дзю-дзюцу, оставив только самое ценное, глубинное. И добавил новые методы атаки и защиты. Так, он широко применял в своих приёмах так называемый принцип рычага, который позволяет побеждать даже значительно превосходящего по физическим данным противника.

Вот лишь один пример использования принципа рычага. Если соперник наклонился и пытается толкнуть рукой, он сам неизбежно теряет равновесие. Значит, учил Кано, нужно схватить его за руку, быстро развернуться к сопернику спиной, прижаться к его груди и внезапно наклониться вперёд. Всё, противник перелетает через тебя и падает на спину. Созданный им стиль он назвал дзюдо, что означает «путь мягкости». В 1882 году Кано открыл в Токио школу по обучению дзюдо под названием Кодокан.

В мире этим видом борьбы занимаются миллионы людей. Очень популярно дзюдо и в России, у нас в стране открыто множество спортивных школ и секций. Однако следует помнить, что речь идёт о спортивном варианте, то есть о «техническом» дзюдо. Между тем для отца-основателя дзюдо Кано Дзигоро главную роль в созданном им боевом искусстве играла не техника, а именно философия борьбы, духовное состояние спортсмена. По его собственным словам, «дзюдо больше, чем искусство атаки и обороны. Это способ жизни»…

Нужно отметить, что дзюдо, как это обычно и бывает со всем новым, нарушающим привычные традиции, было встречено сторонниками дзю-дзюцу в штыки. Сторонники старой школы не принимали усовершенствования Кано, всячески препятствуя распространению дзюдо. Не раз происходили столкновения между приверженцами обоих школ – как виртуальные, так и реальные. Наконец, в 1886 году в Японии было принято на государственном уровне было принято важное решение. Тогда состоялся официальный матч между дзюдоистами и мастерами традиционного дзю-дзюцу. Бесспорную победу одержали представители новой школы – из 15 схваток они выиграли 13, а две свели к ничьей. С того момента и началось триумфальное шествие дзюдо сначала по Японии, а затем и по всей планете. Технику дзюдо взяли на вооружение и в полиции, и в армии Страны Восходящего Солнца.

Япония, дзюдо
Дзигоро Кано. Основатель дзюдо. Фото: youtube.com


Разрабатывая принципы и технику новой борьбы, Кано создал целую стройну теорию об искусстве сохранении равновесия, в каком бы положении ни оказался борец. Все его приёмы строились на том, что мастер-дзюдоист должен ощутить себя как бы подвижной осью некой сферы, внутри которой он перемещается, наносит удары и проводит приёмы против соперника. При этом, сохраняя равновесие, нужно стараться вывести из этого самого равновесия противника. Уклоняясь от выпадов своего визави, мастер дзюдо методично изматывает его, а затем находит слабые места и проводит болевые захваты или замки, наносит удары по уязвимым точкам, применяет броски, активно используя столь любимый учителем Кано принцип рычага.

Однако вернемся к дзю-здюцу, или, как его обычно называют на Западе, джиу-джитсу. Выйдя в середине XX века за пределы Японии и перестав быть элитарным искусством только для избранных, оно постепенно видоизменялось, приобретало новые черты, обрастало новыми техниками, более приспособленными к современным реалиям. Так появилось и бразильское джиу-джитсу. Оно, кстати, взято на вооружение даже в спецподразделениях секретных служб и разведшколах многих стран - как один из самых эффективных видов самообороны, противостояния как вооруженному, так и безоружному противнику. На самом деле, бразильское джиу-джитсу является удивительным конгломератом приёмов уличной драки и древних техник дзю-дзюцу.

Ощепков Василий
Василий Ощепков. Основоположник дзюдо и самбо в России. Фото: izsambo.ru


В России джиу-джитсу стало известно благодаря Василию Ощепкову. Это человек удивительной и трагической судьбы. Он долгие годы прожил в Японии, куда попал ещё ребенком. Практически всю свою не очень долгую жизнь Ощепков посвятил популяризации дзюдо на родине. В 1937 году Василия Ощепкова репрессировали как «врага народа», а само джиу-джитсу, как «чуждое явление», объявили в Советском Союзе «вне закона». Однако Ощепкова можно считать и основоположником такой популярной сегодня в России борьбы как самбо. Правда, многие десятилетия об этом предпочитали не рассказывать.

Но это уже совсем другая история. И о ней мы ещё расскажем.

Читайте также

Обзоры

Обзоры

Обзоры

Обзоры

Обзоры

Новости

Экономика и бизнес

Новости партнёров