Открываем Азию для России

02.05.2018 Олег Мироненко 74 просмотров

Борьба кыркпынар: путешествие в незнакомую Турцию

В турецком городе Эдирне каждый год собираются сотни борцов-пехливанов. Они демонстрируют своё мастерство в необычном виде борьбы, которая называется кыркпынар. Перед поединками тела силачей обильно поливаются маслом. Ничего подобного нигде больше не увидишь.


Подростки, юноши и взрослые мужчины с головы до ног обливаются свежим оливковым маслом, чтобы сделать свои тела настолько скользким, чтобы противники едва могли ухватиться за них во время схватки. Такова турецкая версия старинной силовой гимнастической традиции, которая кого-то захватывает не меньше, а порой даже сильнее, чем, например, японская борьба сумо или тайский бокс. Приёмы, которые используют борцы во время схваток, многим любителям единоборств известны — они применяются в турецкой борьбе гюреш, очень похожей на вольную борьбу.

Согласно давней легенде, ещё в далёком 1340 году сорок чемпионов со всей Османской империи были приглашены помериться силами во время праздника, который устраивал великий султан. Чтобы поединки показались более зрелищными и сложными, им предложили облить свои тела маслом. Так они и сделали. Соперники приняли боевые стойки и стали соревноваться друг с другом.

Выявляли сильнейшего они долго — весь день и всю ночь. На рассвете следующего дня уверенно стояли на ногах лишь двое сильнейших борцов. Это были братья Али и Селим, чьи силы оказались примерно равными — они победили всех своих соперников. Султан, учитывая близкое родство борцов, разрешил им не бороться друг с другом. Говорят, что в тот момент, когда остальные обессиленные тела уносили с места состязаний, из земли забили сорок родников. Пыльная равнина превратилась в сочный зеленый луг, который до сих пор называется «Кыркпынар», что значит «Сорок Родников».

Турция. Борьба
Чтобы поединки показались более зрелищными и сложными, борцы обливают свои тела маслом. Фото: Osman Orsal/Reuters

По другой версии, произошло это событие не в 1340 году, а в 1346 году, когда султан Орхан Гази направил своё войско воевать в Румелию (когда-то так называли Балканы). Брат султана Сулейман-паша возглавлял в том походе небольшой боевой отряд, численность которого составляла 40 человек. Однажды его воины остановились на отдых в местечке Самоне, где решили немного развлечься, заодно выяснив, кто из них сильнее. Состязания продолжались всю ночь. Эта легенда гласит, что к утру на ногах стояли лишь два борца — уже упомянутые братья Али и Селим. Тогда единственный победитель якобы также не был выявлен. Однако финал истории несколько другой.

Дело в том, что оба брата оказались довольно тщеславными и гордыми людьми, в конце концов они всё-таки решили узнать, кто из них сильнее, и вновь сошлись в схватке. Боролись весь световой день, но завершить поединок до заката солнца так и не смогли. Тогда, при свете факелов, богатыри продолжили своё изнурительное противостояние. К утру оба были так физически измотаны и обессилены, что не смогли даже стоять на ногах — рухнули на землю одновременно бездыханными. Друзья похоронили их под фиговым деревом, но через какое-то время решили навестить могилу, где неожиданно обнаружили бьющий родник (на турецком языке - «пынар»). Это место и получило название в честь погибших воинов - Кыркпынар.

Турция. Борьба
  Руки спортсменов соскальзывают, зацепиться за тело противника очень сложно. Фото: Osman Orsal/Reuters


В настоящее время праздник в Эдирне, как правило, начинается с молитвы в мечети Селемия, которая когда-то была возведена знаменитым зодчим Синаном. На площади перед величественным зданием проводится фольклорный фестиваль, в котором принимают участие артисты со всей Турции и из соседних стран. Во второй половине дня, к моменту открытия соревнований, на трибунах не найти свободного местечка, болельщики сидят даже в проходах. Вот, наконец, похлопывая себя руками по коленям, появляются борцы, они идут по пропитанной маслом траве. За ними движутся музыканты в синих шароварах и пёстрых шапочках - с дудками, барабанами и скрипками.

Единственная одежда борцов - короткие кожаные штаны, внутрь которых перед поединком заливается масло. Руки спортсменов соскальзывают, ухватиться не за что, борцы упираются лбами и пытаются уложить на землю соперников с помощью обманного приёма. К каждой паре пехливанов, как называют этих борцов, приставлен судья - он отслеживает, чтобы соблюдались правила поединка, наказывает за запрещённые приёмы, а также объявляет победителя, когда один из бойцов положен на обе лопатки или сам свалился наземь от изнеможения.

В финал выходят настоящие богатыри, обычно это люди высокого роста и мощного телосложения. Они неспешно начинают свою возню и как бы «прощупывают» силы соперника — длится такое противостояние минут сорок. Однако внезапно один из борцов делает резкое движение и решительно бросает другого на землю. Зрители в восторге вскакивают с мест, свистят, обнимаются, машут флагами. Опоясанный золотым ремнём победитель-бешпехливан проходит по кругу, держа в руках приз - кудрявую овцу с красным бантом, колокольчиком и бусами на шее. Да, такое зрелище можно наблюдать лишь во Фракии!

Турция. Борьба
Не каждому пехливану удаётся "сохранить лицо" в поединке. Фото: Murad Sezer/Reuters


Слово «пехливан» в переводе с персидского означает «храбрец», «силач». Людей крупного телосложения в Турции также принято называть этим именем, хотя в Османской империи пехливанами всё-таки считали именно тех воинов, которые в смертельном бою демонстрировали своё мастерство. Нынешних участников состязаний в Эдирне также можно считать настоящими пехливанами.

Читайте также

Обзоры

Обзоры

Новости

Новости партнёров