Opening Asia for Russia

16.12.2017 62 просмотров


Alexey Maslov: "Asia does not think of the world in Western terms.
It requires respect for its own primordial mentality. "



This is “Greater Asia” on the TV channel and on the site “bigasia.ru”, Alexey Maslov, Doctor of Historical Sciences, professor at the Higher School of Economics, orientalist. Today I would like to talk about how Asia is understood in Russia. Access to a very diverse range of information, to various sources, creates such an interesting illusion in people that they know about places they have never been, enough to form some kind of complete idea and declare that they understand how and what is happening there now. Well, what do you think, how close are these ideas to the truth, and how much, what is the degree of distortion here?

- In fact, Asia still remains a very big mystery. Even if we take the word "Asia" itself, then in Chinese it sounds like Yasia, which is a transliteration of a well-known Western term. It is we - Europeans or Russians - who think the world in terms of the West or the East, or Asia and Europe, Asia and America ... But the Chinese never thought like that from the very beginning. For China, the world was ethnocentric, that is, China is the central world, and next to it are the nearest satellites - countries such as Japan and Korea. Frankly speaking, Japan had the same idea of the world. It turns out that, one way or another, the concept of Asia is a European concept. 

As we know, there are also such followers of Asian culture who say: “I only drink green tea”, “I only eat Japanese sushi”, or “I practice feng shui or wushu”… In other words, people like to try on Asian clothes. And in many ways, if you do not take a very narrow circle of professionals, this corresponds to a hobby or a kind of "disease of Asia". And today there is by no means its first outbreak. In the late 19th and early 20th centuries, this was called "orientalism", which meant the imposition of oriental forms on western culture. The phenomenon of today can be called neo-orientalism.

At present, the manifestation of orientalism has changed slightly - it has begun to smack of "business orientalism". It means that now people say: "I want to do business with China", "I want to do business with India" ... But in fact, they do not really understand very well that much is arranged quite differently there.
< br>
– Asia is huge from every point of view, be it territory or diversity of cultures. Is it possible, being in Russia, to try in any way to break this general idea into parts that are feasible for our understanding? Arguing by analogy, it means to segment the global canvas into small fragments, while at the same time preserving the overall vision of the subject.

– Segmentation is a good word. This definition clearly fits the phenomena that occur in Asia. The fact is that we are used to living in a relatively homogeneous world: we all speak languages of almost the same group, and even the lexical structure, for example, of English and Russian is very close. Moreover, Europe, which is literally cut into small pieces into different states, is, in fact, one culture. You may live in Belgium, France or Germany, and the languages may differ, but the culture remains the same. Take, for example, China, which is formally one and the same country... However, the northerners do not understand the language of the southerners, for example, the Shanghainese is a Beijinger by language, and the Hong Kong resident is a Beijing city dweller.

This is exactly what you have to get used to. And behind the outer facade lies a different historical fate. As a result, Asia never tolerates a superficial attitude when you once visited China or spent 10 days in India, having gone on excursions, and then you start saying: “I was there and I know all this very well.” Asia never forgives such mistakes and consumer attitude towards itself. If we want to work with her - it doesn't matter in political or cultural terms, business plan - & nbsp; we will have to study such manifestations of tradition. This is a huge job, which failed and undermined not only large modern business projects that were faced with a lack of understanding of Asian specifics. Something similar already happened when the West came to Asia. 

We had an illusion that Asia could become Western, European, and we lived in this illusion for a very long time. Moreover, our view of the world is identical to the Western one. Take the history of the Middle Ages & nbsp; from school history textbooks. In these textbooks, only 10-15 pages are devoted to the events that took place at that time in India, China or Japan. 

And above all, this is a problem of our consciousness, since we still think world in Western categories.


– You mentioned that there is a certain fashion for oriental studies now. But among people who are deeply engaged in studying Asian countries, for example, many people study Chinese. We can say that  This is a fairly popular direction in the field of education now. Businessmen learn the languages of other countries of this region, realizing that they get an extremely important tool in their hands - language, which determines the ability to understand, read and expand information sources for themselves. Do you think that the possession of a linguistic resource  brings closer to understanding not only the meaning of words, but also the essence of the phenomenon itself and the way of life of society?

There is a whole range of knowledge that is necessary to understand how to work with the East, since oriental studies are an applied science . That is, even studying ancient history or ethnography, in fact, we are studying how the East works today. Thus, we delve into the political culture, forms of communication between people, get to know the local ethnic groups and their way of life, that is, how the country's leadership governs its people. And only in this case, having studied this whole complex of knowledge and understanding it, we can understand how the East will generally react to this world. And, oddly enough, if we know history in great depth, we will understand how China will develop in 20-30, or even 100 years.

And just calculate, for example, GDP growth, economic trends or the demographic situation is clearly not enough. 

As a result, we need to understand what is the logic of development of both the East itself and the peoples inhabiting it. For these reasons, Orientalism today is not just a hobby. It is of great practical importance, although it requires a great deal of knowledge and a very long study. And only with the help of this science can we understand how we can work with the continent where at least a third of the world's population lives and 50% of the world's GDP is produced. Moreover, this gross product of the continent is steadily rising. In addition, Eastern values are sometimes already beginning to dominate Western ones. As a result, we get a different world space configuration. 

Aleksey Maslov
Aleksey Maslov is Doctor of Historical Sciences, Professor at the National Research University Higher School of Economics, an orientalist. Photo: "Greater Asia"



– It is clear that not everyone who would like to to deal with the East in various aspects - cultural or business - is able to immerse himself in history, calculate trends and build forecasts. This requires a certain baggage and the ability to analyze information, as well as knowledge. Who is called to help such a person?

– The answer to this question is very simple. Oriental studies form decisions, but not necessarily participate in their development. No one is obliged to read books in such quantity as professional orientalists do. But still, I would recommend starting, firstly, by reading some fundamental books. Moreover, please note that fundamental works do not necessarily mean works that are difficult to perceive. These are key to understanding Asia and well-written books. At least such works explain how the East works. Secondly, if you want to work seriously with the East in any area, take yourself, figuratively speaking, a guide. This means a consulting firm or just a good specialist in the East. Such an expert will not allow you to make at least serious mistakes. Mistakes on your part can be very diverse: you can sit incorrectly during a conversation with an eastern partner or accidentally speak inappropriately. Such a miscalculation can destroy the result of long-term painstaking work in one fell swoop.

There are a lot of good courses for comprehending knowledge. However,  for reasons I don't understand, every European, be he Russian, English or German, falls into the same trap. It seems to all of them that this cup will pass them by, that, having arrived in China, India, Japan, Korea, they will immediately solve all problems. Such an illusion arises steadily and everywhere. Moreover, after returning home, a person lives for about half a year under the influence of this mirage: it seems to him that he has agreed on everything and decided everything. Then failures begin, difficulties both in politics and in business precisely because he did not hear the signals that were being broadcast to him and did not understand the phrases that were being said to him. It is no coincidence that, for example, in Chinese there are more than 10-15 expressions that can be translated as "yes", that is, as a sign of consent ... But this "yes" absolutely does not mean that your partner agreed to your proposals.
< br>
 So this “yes” is not the same as “yes” in the European language?

– Absolutely right. Moreover, in the East, a signed treaty may mean nothing. And sometimes personal connections that have been established over 10-15 years can play a much larger role than a signed paper. The East is different from us, and until we learn, do not understand how to work correctly, failure will inevitably lie in wait for us. make allowances for dealing with foreigners if they encounter inappropriate behavior?

– Asians are different, so they react differently.


 Can you illustrate?

– Because, for example, the Japanese, who survived both the American occupation and Westernization in general, are calm about mistakes of foreigners and do not pay much attention to it. China has always been very sensitive to its traditions. Citizens of this country  react to a violation of local etiquette quite differently. If you just arrived as a tourist and made dozens of mistakes, asked dozens of not very good questions, you will be forgiven.

But here is an important question - who do you want to consider yourself? Or you want to go inside this society and be perceived, if not as your own, then as a normal interlocutor, and then you will have to follow local rituals. If you just want to come, see and leave, then strict requirements do not apply to you, but then you should not expect that you will be treated as a serious partner.


Have you spent a lot of time in China and can you to some extent appreciate what, in particular, is the Chinese stereotype of Russian citizens?

– It will probably be interesting to know that I have observed not only this stereotype, but also its transformation from the end of the 80s of the last century to the present day. In scientific terms, I have a vast field of observation with a certain historical depth of perception.  The Chinese treats the average Russian very well. This is true and is by no means a slogan. This means that, in my opinion, a Chinese citizen treats a Russian better than any other representative of Western culture. But one should not confuse the attitude of the Chinese to the Russians with the attitude of the Chinese to Russia. Thus, many Chinese believe that Russia is a land of lost opportunities, a slowly developing country, and that therefore it needs help. In this regard, when I hear a typical remark in a conversation, “You know, the Chinese want to come here and buy something,” I am acutely aware that the interlocutor is wrong: oddly enough, first of all, psychologically, many Chinese want to come and help Russian people who find themselves in a difficult financial situation. Secondly, in the view of the Chinese, a Russian is a very cheerful and optional person. There is some underlying reason in this plan, because the modern generation of Chinese saw Russians in the 90s who came to China in order to buy something ... At the same time, they promised something, sold something, did not fulfill their obligations and left for themselves to the homeland. In fact, this, of course, is no longer the case today. Russian businessmen in China are working as clearly as possible. Nevertheless, the stereotype has already taken root. 

And there is another paradox. For example, in China, on many issues, Putin is more popular than Xi Jinping, because he embodies the ideal leader, from the Chinese people's point of view, a leader who is not afraid to talk tough with the West. Maybe China itself would not mind talking to that part of the world in a manner similar to Putin. But the fact is that Beijing is pursuing a different policy. But Vladimir Putin behaves with & nbsp; Americans in exactly the manner that appeals to the average Chinese. This, by the way, is very curious: it turns out that Russia is taking on a somewhat dirty job, like an icebreaker punching a hole for China in the defense of the Western world, which exists under American auspices. 


–In Russia now the real fashion for Asia. In many ways, this is probably due to the fact that a certain Western model to which we are accustomed (career building, training and a general life concept) has already become boring. This creates a desire to try something new. But how promising are Asian behavioral models for a Russian? 

- In general, it is very difficult, if not impossible, for a Westerner to adapt to the East in general. And it's not just about the language or food, which may be unusual... You can get used to this, after all. The fact is that you live in an environment where you do not have any clan, patronymic, blood ties, that is, you live alone. And it is no coincidence that Western people are trying to create their own community there (clubs, communities, associations), because they need to survive. And very many who once, for example, came to China 10-15 years ago, did not make a serious career there and did not become millionaires. This happens not because they are bad businessmen, but because there is a completely different environment, and & nbsp; Europeans don't have connections. 

Thus, Asia is tough on protecting not only its markets, but also  your culture. It is very difficult to get in there. Working with Asia is, first of all, working with a completely different culture, with other stereotypes, other values that are unusual for a European. The local belief system is not good and  not bad, but different from our ideas. In this regard, everything depends on how much you are personally ready to adapt, and not just negotiate. This is a fundamental issue, so you need to be extremely careful and careful with Asia, and on the other hand, very polite towards culture, otherwise it will eat and go on to develop further. 

This is the essence of the culture that today has already existed for almost 5, and maybe all 6 thousand years.
Subscribe:

Read also

News

Economy and business

Science and education

Partner news

Открываем Азию для России

16.12.2017 249 просмотров

Алексей Маслов: Азия в России и на Западе - представления и заблуждения


Алексей Маслов: "Азия не мыслит мир в западных категориях.
Она требует уважения к собственному исконному менталитету. "



– Это «Большая Азия» на телеканале и на сайте «bigasia.ru», Алексей Маслов, доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, востоковед. Я хотел бы сегодня поговорить о том, как понимают Азию в России. Доступ к очень разнообразной информации, к различным источникам создает такую интересную иллюзию у людей, что они знают о местах, в которых они никогда не бывали, достаточно много для того, чтобы составить какое-то полноценное представление и заявить о том, что они разбираются в том, как и что сейчас там происходит. Ну, вот как Вы считаете, насколько эти представления являются близкими к истине, а насколько, какова здесь степень искажения?

– На самом деле, до сих пор Азия остается очень большой загадкой. Даже если взять само слово «Азия», то по-китайски оно звучит как Ясия, что является транслитерацией известного западного термина. Это мы - европейцы или русские - мыслим мир в терминах Запад или Восток, или же Азия и Европа, Азия и Америка… А ведь никогда китайцы изначально так не мыслили. Для Китая мир был этноцентричным, то есть Китай – это и есть центральный мир, а рядом с ним расположены ближайшие сателлиты – такие страны, как Япония и Корея. Откровенно говоря, такое же представление о мире имела и Япония. Получается, что, так или иначе, концепция Азии – это европейская концепция. 

Как мы знаем, существуют и такие последователи азиатской культуры, которые говорят: «Я пью только зеленый чай», «Я ем только японские суши», или же «Я практикую фэн-шуй или ушу»… Иными словами, людям нравится примерять на себя азиатские одежды. И это во многом, если не брать очень узкий круг профессионалов, соответствует увлечению или своеобразной «болезни Азии». Причем сегодня наблюдается отнюдь не первая ее вспышка. В конце 19-го – начале 20-го веков, подобное называлось «ориентализм», что означало наложение восточных форм на западную культуру. Феномен сегодняшнего дня можно назвать нео-ориентализмом.

В настоящее время проявление ориентализма слегка поменялось – он стал отдавать «бизнес-ориентализмом». Имеется ввиду, что теперь люди говорят: «Я хочу делать бизнес с Китаем», «Я хочу делать бизнес с Индией»… Но ведь на самом деле они не очень хорошо понимают, что там многое устроено совсем по-другому.


– Азия огромна с любой точки зрения – будь то территория или разнообразие культур. Можно ли, находясь в России, попытаться каким-либо образом разбить это общее представление на посильные для нашего понимания части? Рассуждая по аналогии, имеется ввиду сегментировать на небольшие фрагменты глобальное полотно, в то же время сохраняя и общее видение предмета.

– Сегментация – это хорошее слово. Это определение четко подходит тем явлениями, которые происходят в Азии. Дело в том, что мы привыкли жить в относительно гомогенном мире: все мы говорим на языках практически одной и той же группы, и даже лексический строй, например, английского и русского очень близок. Причем Европа, которая буквально нарезана маленькими кусочками на разные государства, является, по сути дела, одной культурой. Вы можете жить в Бельгии, во Франции или в Германии, причем языки могут различаться, но культура остается одной и той же. Возьмем, например, Китай, который формально одна и та же страна… Тем не менее, северяне не понимают язык южан, например, шанхаец пекинца по языку, а житель Гонконга пекинского горожанина.

Именно к этому и приходится привыкать. Причем за внешним фасадом кроется разная историческая судьба. Как следствие, Азия никогда не терпит поверхностного отношения, когда вы один раз побывали в Китае или 10 дней прожили в Индии, съездив на экскурсии, а потом начинаете говорить: «Я там был и все это прекрасно знаю». Азия никогда не прощает подобных ошибок и потребительского отношения к себе. Если мы хотим с ней работать - не важно в политическом или культурном планах, бизнес-плане -  нам придется изучать подобные проявления традиции. Это огромная работа, на которой заваливались и подрывались не только крупные современные бизнес-проекты, столкнувшиеся с непониманием азиатской специфики. Что-то похожее уже случалось, когда Запад пришел в Азию. 

У нас возникла иллюзия, что Азия может стать западной, европейской, и мы жили в этой иллюзии очень долго. И более того, наше представление о мире идентично западному. Возьмем историю Средних веков  по школьным учебникам истории. В этих учебных пособиях всего 10-15 страниц посвящено событиям, которые происходили в тот период в Индии, в Китае или в Японии. 

И прежде всего, это проблема нашего сознания, так как мы до сих пор мыслим мир в западных категориях.


– Вы упомянули о том, что сейчас есть некая мода на ориенталистику. Но ведь среди людей, которые углубленно занимаются в России изучением азиатских стран, например, очень многие изучают китайский язык. Можно сказать, что  это достаточно популярное сейчас направление в области обучения. Бизнесмены учат языки других стран этого региона, понимая при этом, что получают в руки крайне важный инструмент - язык, что обуславливает умение понимать, читать и расширять для себя источники информации. Считаете ли Вы, что владение лингвистическим ресурсом  приближает к понимаю не только смысла слов, но и сути самого явления и уклада жизни общества?

Есть целый комплекс знаний, которые необходимы, чтобы понять, как работать с Востоком, так как востоковедение - прикладная наука. То есть, даже изучая древнюю историю или этнографию, на самом деле, мы изучаем то, как сегодня устроен Восток. Тем самым мы вникаем в политическую культуру, формы общения между людьми, узнаем местные этносы и их быт, то есть, каким образом руководство страны управляет своим народом. И вот только в таком случае, изучив весь этот комплекс знаний и понимая его, мы можем понять, а как вообще Восток будет реагировать на этот мир. И, как ни странно, знай мы историю на большую глубину, мы поймем, каким образом будет развиваться Китай через 20-30, а то и 100 лет.

А просто вычислять, например, рост ВВП, экономические тренды или демографическую ситуацию явно недостаточно. 

Как следствие, нам нужно понимать, какова логика развития как самого Востока, так и населяющих его народов. По этим причинам ориенталистика сегодня – не просто увлечение. Она имеет огромное прикладное значение, хотя и требует очень больших знаний и весьма долгого изучения. И только при помощи этой науки мы можем понять, как нам работать с тем континентом, где проживает, как минимум, треть населения Земли и производится 50% мирового ВВП. Причем этот валовый продукт континента неуклонно вверх. Кроме того, восточные ценности иногда уже начинают довлеть над западными. В результате, мы получаем другую конфигурацию мирового пространства. 

Алексей Маслов
Алексей Маслов - доктор исторических наук, профессор НИУ ВШЭ, востоковед. Фото: "Большая Азия"



– Понятно, что не каждый, кто хотел бы иметь дело с Востоком в тех или иных аспектах - культурном или деловом – в состоянии глубоко погрузиться в историю, вычислять тенденции и заниматься построением прогнозов. Для этого необходим определенный багаж и способность анализировать информацию, а также знания. Кто призван помочь такому человеку?

– Ответ на данный вопрос очень простой. Востоковедение формирует решения, но необязательно участвует в их выработке. Никто не обязан читать книги в таком количестве, как это делают профессиональные востоковеды. Но все же я бы порекомендовал начать, во-первых, с прочтения некоторых фундаментальных книг. Причем, прошу заметить, фундаментальные труды – не обязательно означает сложные в восприятии произведения. Речь идет о ключевых для понимания Азии и хорошо написанных книгах. По крайней мере, такие труды объясняют, как устроен Восток. Во-вторых, если вы хотите серьезно работать с Востоком в любой области, возьмите себе, образно выражаясь, проводника. Имеется ввиду консалтинговая фирма или же просто хороший специалист по Востоку. Такой эксперт не позволит вам сделать, по крайней мере, серьезные ошибки. Промахи же с Вашей стороны могут быть самыми разнообразными: можно неправильно сидеть во время беседы с восточным партнером или случайно высказаться неподобающе. Такой просчет может единым махом разрушить результат долгосрочной кропотливой работы.

Для постижения знаний существует масса хороших курсов. Тем не менее,  по непонятным для меня причинам, каждый европеец будь он русский, англичанин или немец, попадаются в одну и ту же ловушку. Им всем кажется, что их чаша сия минует, что, приехав в Китай, Индию, Японию, Корею, они сразу решат все проблемы. Такая иллюзия возникает устойчиво и повсеместно. Причем, вернувшись домой, человек еще где-то полгода живет под воздействием этого миража: ему кажется, что он обо всем договорился и все решил. Потом начинаются сбои, сложности и в политике, и в бизнесе именно из-за того, что он не услышал тех сигналов, которые транслируют ему и не понял тех фраз, которые ему говорят. Не случайно, например, в китайском языке есть более 10-15 выражений, которые можно перевести как «да», то есть как знак согласия… Но это «да» абсолютно не значит, что ваш партнер согласился на ваши предложения.


 То есть это «да» не то, что в европейском языке «да»?

– Абсолютно правильно. Более того, на Востоке подписанный договор может ничего не означать. И иногда личные связи, которые устанавливались в течение 10-15 лет, могут играть значительно большую роль, чем подписанная бумага. Восток отличен от нас, и пока мы не научимся, не поймем, как правильно работать, нас неминуемо будет подстерегать провал.


Насколько сами жители азиатских стран готовы делать скидку, на то, что имеют дело с иностранцами, если сталкиваются с неподобающим поведением?

– Жители Азии разные, соответственно они по-разному и реагируют.


 Нельзя ли проиллюстрировать?

– Потому что, например, японцы, которые пережили и американскую оккупацию, и вообще вестернизацию, спокойно относятся к ошибкам иностранцев и не очень обращают на это внимание. Китай же всегда очень трепетно относился к своим традициям. Граждане этой страны  реагируют на нарушение местного этикета совсем по-другому. Если вы просто приехали как турист и сделали десятки ошибок, задали десятки не очень хороших вопросов, вам простят.

Но здесь важный вопрос – кем вы себя хотите рассматривать? Или вы хотите войти внутрь этого общества и восприниматься, если не как свой, то как нормальный собеседник, и тогда вам придется следовать местным ритуалам. Если же вы хотите просто приехать, посмотреть и уехать, то на вас строгие требования не распространяются, Но тогда не стоит рассчитывать, что к вам будут относиться как к серьезному партнеру.


Вы провели много времени в Китае и можете в той или иной степени оценить, каково, в частности, стереотипное представление китайца о российских гражданах?

– Наверное, будет любопытно узнать, что я наблюдал не только этот стереотип, но и его преображение с конца 80-х годов прошлого века до сегодняшнего момента. Выражаясь научным языком, у меня существует обширное поле для наблюдений с определенной исторической глубиной восприятия.  К среднестатистическому россиянину китаец относится очень хорошо. Это действительно так и ни в коем случае не является лозунгом. Это означает, что, на мой взгляд, гражданин КНР к россиянину относится лучше, чем к любому другому представителю западной культуры. Но не надо путать отношение китайца к россиянам с отношением китайца к России. Так, многие китайцы считают, что Россия – страна потерянных возможностей, медленно развивающаяся, и что поэтому она нуждается в помощи. В этой связи, когда я слышу типовую реплику в разговоре «Вы знаете, китайцы хотят сюда прийти и что-то купить», то остро осознаю неправоту собеседника: как ни странно, прежде всего, психологически многие китайцы хотят прийти и помочь российским людям, оказавшимся в тяжелом материальном положении. Во-вторых, в представлении китайцев россиянин – очень веселый и необязательный человек. В этом плане есть некая подоплека, потому что современное поколение китайцев видело россиян 90-х годов, которые приезжали в КНР с целью что-нибудь приобрести… При этом они что-то обещали, что-то продавали, не выполняли обязательств и уезжали к себе на родину. На самом деле, такого, конечно, сегодня уже нет. Российские бизнесмены в Китае работают максимально четко, насколько это вообще возможно. Тем не менее, стереотип уже закрепился. 

И существует еще один парадокс. Например, в Китае по многим вопросам Путин популярнее, чем Си Цзиньпин, потому что он воплощает идеального, с китайской народной точки зрения, лидера, лидер, не боящегося жестко беседовать с Западом. Может быть, и сам Китай был бы не прочь разговаривать с той частью Света в подобном Путину ключе. Но дело в том, что Пекин реализует иную политику. Но Владимир Путин ведет себя с  американцами именно в той манере, которая импонирует рядовому китайцу. Это, кстати говоря, весьма любопытно: получается, что Россия берет на себя в известной степени грязную работу, как ледокол пробивая для Китая брешь в обороне западного мира, существующего под американской эгидой. 


– В России сейчас настоящая мода на Азию. Во многом, наверное, это связано с тем, что некая западная модель, к которой мы привыкли (построение карьеры, обучение и общая жизненная концепция), уже приелась. Отсюда возникает желание попробовать что-то новое. Но насколько перспективны для россиянина азиатские поведенческие модели? 

– Вообще-то западному человеку на Востоке, в целом, адаптироваться очень сложно, если вообще возможно. И дело тут не только в языке или в пище, которая может быть непривычна… К этому, в конце концов, можно привыкнуть. Дело в том, что вы живете в той среде, где у вас нет никаких клановых, патронимических, кровных связей, то есть вы живете в-одиночку. И не случайно западные люди пытаются создавать там собственное сообщество (клубы, общины, ассоциации), потому что надо выживать. И очень многие, которые когда-то, к примеру, приехали в Китай 10-15 лет назад, не сделали там серьезной карьеры и не стали миллионерами. Происходит это не потому, что они плохие бизнесмены, а потому что там совсем другая среда, а  у европейцев отсутствуют связи. 

Таким образом, Азия жестко защищает не просто свои рынки, но и  свою культуру. Проникнуть туда очень сложно. Работа с Азией – это работа, прежде всего, с совсем другой культурой, с другими стереотипами, другими ценностями, непривычными для европейца. Местная система взглядов не хорошая и  не плохая, но отличная от наших представлений. В этой связи все зависит от того, насколько вы лично готовы адаптироваться, а не просто вести переговоры. Это основополагающий вопрос, поэтому с Азией надо быть крайне осторожным и аккуратным, а с другой стороны, и очень вежливым по отношению к культуре, иначе она вас съест и пойдет развиваться дальше. 

В этом и кроется суть той культуры, которая на сегодня уже существует почти 5, а, может быть, и все 6 тысяч лет.

Новости

Экономика и бизнес

Новости партнёров