https://eabr.org
https://eabr.org/

Открываем Азию для России

Мифы и антимифы о Китае. Культура "Большая Азия" | Bigasia.ru

26.01.2018 Алексей Маслов 551 просмотров

Китай умеет менять место своей дислокации, полностью сохраняя при этом культурную составляющую. Поэтому Китай может быть везде.


Китайская единая культура


Жители южного Китая настаивают на своем умении торговать и хороших коммерческих показателях. С их точки зрения, северные китайцы не отличаются трудолюбием и плохо развивают свой край. Со своей стороны, северяне, наоборот, считают южан ушлыми бизнесменами. Они настаивают на том, что именно северяне, а не «торговцы с Юга» – «соль китайской торговли».  И по сей день региональные различия нивелировать не удалось. 

Самое интересное, что, по крайней мере, на сегодня, несмотря на огромные этнические противоречия, никакого движения за отделение в Китае, нет. Если, конечно, не принимать во внимание отдельные очаги в Синьцзяне и в Тибете. Почему они там возникли? Эти территории позже всех были присоединены к Китаю. Они просто не успели ассимилироваться. 

Как известно, в Европе идет постоянное сепаратистское движение. А в Китае глубинные противоречия носят более исторический характер, но не выливаются в сепаратизм.


Хэнъян. Пары принимают участие в групповой свадебной церемонии в традиционном стиле династии Хань. Фото: REUTERS/Stringer


По этому поводу необходимо выделить еще один парадокс, который с трудом воспринимается европейским мышлением, относящимся к другой культурной матрице. Когда мы говорим о китайской культуре – это не культура китайцев. Это совокупная культура абсолютно всех народов, проживающих на этой территории. 

И в этом плане, например, культура русских, которые когда-то переселились в Китай в XVII-XVIII веках – это тоже часть великой китайской культуры. Таков один из знаменитых местных парадоксов. 

Что будет если многоэтнический Китай развалится? Во-первых, такой сценарий теоретически не исключен. История знала и не такое. Но дело в том, что китайская культура в любом случае не рухнет. Потому что она не связана с государственностью. Посмотрите, сколько есть чайна-таунов в мире. Выезжает китаец – уже через 2-3 месяца к нему приезжает полностью вся его семья. Через еще 2 месяца вся деревня приезжает к своему выходцу в гости и остается жить. Так появляется новый чайна-таун. Такие центры воспроизводят китайскую культуру. То есть Китай не растворяется: он бережно сохраняет все, начиная от системы взаимопомощи, до, естественно,  языка, питания, прачечных, то есть всей полноты национального уклада и образа жизни народа.


Провинция Хэйлунцзян. Вид на города со стороны буддийского храма Гуаньинь. Фото: Артем Коротаев/ТАСС


Получается, Китай кочует - переезжает с места на место. Страна экспортирует саму себя. Какие традиции несут с собой китайцы? Если, например, это клан полуострова Шаньдун, то готовьтесь иметь дело с очень гордыми людьми. Именно из тех краев родом Конфуций. Жители этого района все поголовно настаивают на своем кровном родстве с этим знаменитым китайским философом. Таково самовосприятие населения. 


Алексей Александрович Маслов — российский востоковед, специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации и современных социально-экономических и политических процессов в странах ШОС. Доктор исторических наук, Профессор, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ.

Читайте также

Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь

Новости

Общество

Экономика и бизнес

Экономика и бизнес

Новости партнёров