https://eabr.org
https://eabr.org

Открываем Азию для России

Мифы и антимифы о Китае. Экономика "Большая Азия" | Bigasia.ru

29.12.2017 Алексей Маслов 453 просмотров

Экономика Китая завоевывает мир. Только мир об этом часто не догадывается.


Китай и его экономика


Экономисты очень любят оперировать показателями роста или замедления динамики внутреннего валового продукта той или иной страны. Но вряд ли эти данные действительно способны передать реальное положение вещей. 

Если верить исключительно показателю прироста ВВП, то окажется, что в Азиатском регионе Монголия – самая быстрорастущая страна, так как одно время ее ВВП ежегодно увеличивался на 17%. 

Но насколько серьезную роль Монголия играет  в экономических международных связях? 

Существует странная закономерность: любая страна может расти не более, чем в течение 15 лет. После этого всегда начинается торможение. Исключений из этого правила не бывает. Так было, в частности, в Японии и в Корее. Россия также возрастала за счет нефтяных денег. Но далее все страны прошли через период рецессии. Почему? Причины всегда разные. Но остается главный вопрос: как выйти из этого состояния? Япония, как и  Корея, вышли из этого положения плавно и гладко. России это не удалось. То есть здесь важно не замедление процесса роста, а выход из этого состояния. Такова задача, стоящая в наши дни перед КНР: выйти из торможения так, чтобы не задавить своего собственного населения. Поэтому сейчас Китай занимается  инвестициями в основные фонды, что приводит к строительству заводов и фабрик. 


Пекин. Работа Пекинской биржи финансовых активов (CFAE). Фото: Александр Рюмин/ТАСС


Согласно прогнозам, до 2020 г. китайцы не станут беднее: пауперизация в КНР не наступит. Но темпы роста ВВП замедлятся. При этом, доходы населения будут расти. Это значит, что китайские граждане будут продолжать покупать и продавать. Если же посмотреть показатели ВВП в реальном исчислении, то видно, что объем валового продукта увеличивается, а денежная масса в китайских банках также возрастает, хотя и с определенным замедлением скорости.  Но в замедлении темпов заключается существенная проблема, так как подобные перспективы чреваты  недовольством населения. Люди уже привыкли быстро и легко увеличивать свое достояние. В Китае возможна стагнация внутреннего потребительского рынка. Замедляется и экспорт. Все это и спровоцирует грядущий кризис. Получается, что причина кроется отнюдь не в замедлении темпов роста ВВП, а, скорее, в изменении благоприятных для КНР  факторов. Во избежание худшего сценария  надлежит менять стратегию и придумывать новое. Когда Япония столкнулась с подобной ситуацией, то она целиком перешла на высокотехнологическую продукцию, что и позволило ей продолжить движение вверх.

Те же аргументы в равной степени относятся и к Корее: не случайно весь мир покупает «Самсунг», LG и другую продукцию из этой страны. В том же, что касается Китая, его  высокотехнологичная продукция пока еще не стала такой популярной. В свою очередь, китайцы приняли воистину правильную стратегию: они скупают уже готовые решения. Яркий пример представляет их компания Lenovo, которая покупает IBM. Также китайские автомобильные концерны покупают машину «Вольво». Поэтому люди, которые ездят на шведской «Вольво», на самом деле, ездят на китайской машине. И это забавно, потому что машину китайского производства все считают плохого качества, а вот «Вольво» - отличным авто. Налицо тонкая аберрация потребительского сознания.


 Гонконг. Покупатели пересекают улицу в районе Козуэй-Бей. Фото: REUTERS/Bobby Yip


Во Франции принято покупать продукцию «Томпсон», одну из самых известных марок бытовой техники. Но на самом деле, «Томпсон» – уже давно китайская фирма, хотя для потребителя ничего не изменилось. Китайский менеджмент разработал исключительно грамотное решение, так как никто не  будет покупать продукцию со странным названием «Хайе», хотя это крупнейшая транснациональная китайская корпорация. Вот это и есть особенности рынка и сбыта продукции этой страны. 


Алексей Александрович Маслов — российский востоковед, специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации и современных социально-экономических и политических процессов в странах ШОС. Доктор исторических наук, Профессор, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ.

Читайте также

Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь

Прямая речь

Новости

Экономика и бизнес

Культура и отдых

Культура и отдых

Экономика и бизнес

Экономика и бизнес

Новости партнёров