Открываем Азию для России

22.12.2017 Алексей Маслов 66 просмотров

Мифы и антимифы о Китае. Антропология

Китай – не этническое, а культурное понятие. На территории современного Китая еще 2 тысячи лет назад жили европеоиды.


Антропология 

Китай – великая моноэтническая страна. 

В любом справочнике значится, что в Китае есть 56 национальных меньшинств, но всего лишь одно большинство – ханьцы. Эта национальность соответствует именно той, которую мы привычно называем китайцами. Согласно справочным данным, их численность составляет почти 94% населения. То есть официально Китай практически моноэтническая страна. 
В число же нацменьшинств входят тибетцы и уйгуры. Но есть и такое нацменьшинство, как русские. Это, естественно, не те русские, которые все время приезжают поторговать с Китаем, а те, которые осели в Китае еще в XVII-XVIII веках. Но есть и казахи, а также совсем мелкие народности, о которых многие не слышали: насиду, мгани и так далее. 

Китай очень активно поддерживает идею, что был некий центр – как правило, считается, что он находился на реке Хуанхэ… Потом он начал разрастаться, захватывать все большую и большую территорию, и, в конце концов, Китай стал Великим Китаем. В  китайских учебниках истории написано, что Китаю 5000 лет, что соответствует периоду образования страны в третьем тысячелетии до нашей эры! Что же ждет посетителя китайского антропологического музея, решившего увидеть, как выглядели древние китайцы? Как ни странно, ни одного черепа предков в китайских музеях не выставлено. 

Тем не менее, в любом антропологическом музее Москвы или другого крупного города России можно ознакомиться с экспозициями, на которых представлена масса черепов: и древние новгородцы, и древние туляки, и прочие народности. Почему же нет черепов древних китайцев? Такое же отсутствие китайских биологических останков будет характерно и для периода двухтысячелетней или же тысячелетней давности, равно как и для первого-второго веков нашей эры…


Пекин. Актеры принимают участие в воссоздании древней церемонии династии Цин на праздновании китайского Лунного Нового Года. Фото: REUTERS/Damir Sagolj


Историки желают знать населяли ли эту территорию азиаты или не азиаты. Были ли они  низкими, могучими, низкорослыми, коренастыми или, наоборот – высокими и стройными..? Но черепа и кости просто отсутствуют! На самом деле, мы знаем, как они выглядели: ведь антропологические исследования начали проводиться в Китае еще в 20-е – 30-е годы ХХ века.
Тогда по Китаю ездило очень много англичан и шведов. Они исследовали то пространство, которое сегодня называется Западным Китаем. Именно в этом регионе и проходил Шелковый путь. С большим интересом и удивлением исследователи – в том числе, знаменитый  шведский этнограф и путешественник Марк Аурель Стейн – находили черепа и останки, которые не были азиатскими!

Они были европеоидами и тюрками. Можно предположить, что их внешний облик был не далек от современных татар. Дело в том, что вообще на гигантском пространстве, которое сегодня называется Китаем, особенно в Северном Китае, жили не азиаты. И это разрушает такую стройную концепцию, что в Китае всегда жили китайцы.
В этом нет ничего страшного, потому что у любой нации происходит, так сказать, метисация, то есть пересечение очень многих потоков заселения территории. 
Но ведь для Китая - это национальная идея: Китай – страна китайцев! В сказке Андерсена «Соловей» сказано, что «Китай – это страна, где живут одни китайцы, и даже император – китаец». Но оказалось, что древний император – не китаец. 

Кроме того, внимательное изучение изображений на вазах, и в более ранний исторический период на бронзовых сосудах показывает полное отсутствие  азиатского типа лиц.
В этой связи было бы более правильно сформулировать следующий постулат: само понятие «Китай» соответствует ареалу распространения  китайской культуры. С научной точки зрения, такая гипотеза более обоснована. Речь идет о людях, которые говорят и пишут на китайском языке и исторически проживают на соответствующем территориально протяженном пространстве. 


Алексей Александрович Маслов — российский востоковед, специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации и современных социально-экономических и политических процессов в странах ШОС. Доктор исторических наук, Профессор, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ.

Новости

Наука и образование

Экономика и бизнес

Новости партнёров